Как и эскалатор, рассматриваемое в этой статье техническое средство обеспечивает перемещение людей между этажами здания. Традиционно, подъемники не считаются достаточно надежными, чтобы осуществлять эвакуацию посредством их использования. Поэтому многие специалисты, разрабатывая план эвакуации, включают в него или специальные запрещающие знаки и соответствующие им тексты в инструкции.
Рисунок 1. Знак запрещающий перевозку людей
Но если мы обратимся к работам ученых-теоретиков в области эвакуации при пожаре, то мы увидим, что они не столь однозначно подходят к вопросу возможности использования лифта для эвакуации, в отличие от тех коллег, которые категорически запрещает такую процедуру в пожарных нормах.
Так, в работе [1] отмечается, что требования об исключении их путей эвакуации подъемников и эскалаторов не отвечают современным реалиям жизни.
При этом, на первый взгляд, авторами идеи справедливо отмечается, что во многих городах большинство станций и пересадочных узлов метрополитена, используемых ежечасно сотнями тысяч, а то и миллионами пассажиров, имеют в качестве эвакуационного пути на поверхность только эскалатор. Также не поспоришь и с тем, на что указывают авторы [1], а именно на то, что пожарная статистика подтверждает использование подъемников большинством эвакуирующихся из высотных зданий при пожаре. Также, в качестве довода «за» использование этого «нетрадиционного» маршрута как путей для безопасного покидания здания приводится следующий пример. Во время терактов, вызвавших пожар и обрушение Нью-Йоркских башен-близнецов, около 3000 человек спаслись именно благодаря тому, что так активно запрещено к использованию в практике.
Мы не возражаем и частично согласны с коллегами. Нужно рассматривать разные способы, а не упираться исключительно в традиционные «лестничные клетки» и «коридоры» в качестве единственно возможных маршрутов для оставления здания в условиях чрезвычайной ситуации. И не сморим, что нет альтернативы лифтам для спасения немобильных людей (например тяжелобольных). Здесь подъемники – правильное решение, но вся проблема в том, что в [1] делается попытка распространить этот вариант и на вполне себе здоровых люди. Коллеги отмечают, что последние зачастую испытывают усталость при спуске по лестнице уже через 5 минут. Если человек спускается с 18 этажа, то он, как пишут авторы, «страдает» от усталости.
Из всего этого в названной работе делается вывод, что не включать лифт в качестве эвакуационного средства – это и «бесчеловечно» и технически не оправданно, учитывая то, что для современных высотных зданий требования к огнестойкости лифтовых шахт, их дверей и обеспечения надежности их электроснабжения позволяет эвакуировать людей с их помощью.
Казалось бы доводы приведенные выше достаточно убедительны, однако, эвакуация – сложный, многофакторный процесс, и специалист должен учитывать различные ситуации и модели поведения людей в обстановке опасности. Иначе вместо того, чтобы помочь людям, он может им навредить.
Поэтому представим несколько доводов против описанной идеи.
Во-первых, если разрешить людям эвакуироваться, так как предлагается в [1], то кто пойдет пешком? Как при таких условиях разграничить и распределить потоки? Кого, разрабатывая план эвакуации, направлять к лифту, а кого по лестнице? Ведь человек по природе ленив, он ищет более легких путей и естественно он захочет эвакуироваться привычным и более легким путем. А вот тогда не исключено, что вместо облегчения процесса предлагаемая инновация создаст новые сложности.
Во-вторых, лифт способен увести только ограниченное количество людей, причем небольшое, грузоподъемность большинства таких устройств не превышает 1200 кг. Не будет ли возникать ситуация, при которой в кабину будет пытаться всеми способами проникнуть то количество людей, которое может привести к обрушению данного технического средства. Например находящиеся в здании могу попытаться обмануть автоматику, чтобы движение началось с большим количеством людей. Иногда такие ситуации возникают и без пожара, просто в процессе пользования различного рода подъемниками. Это не только сведет надежность на нет, это может напрямую привести к гибели людей.
В-третьих, допустим даже если давки у дверей кабины не будет, допустим, что люди войдут в спокойно. Итак, лифт забрал часть людей и начал движение вниз. Он будет останавливаться на других этажах, на которых тоже есть люди, желающие эвакуироваться «с ветерком». Вероятно, нет. Так что же делать им?
Ну и в четвертых, когда человек эвакуируется традиционным способом, он – движется, уходит от опасности. Он движется к выходу, видит его. Движение в безопасность само по себе успокаивает. А если человек будет стоять и ждать своей очереди ехать вниз, то его восприятие времени изменится, для него время замедлится. Вспомните, это чувство «замедления времени» Вы испытываете каждый раз, ожидая чего-либо, в том числе, того, когда перед Вами раздвинуться двери и Вы спуститесь вниз. При пожаре же, ожидающий человек не будет видеть выхода из ситуации, что, практически гарантировано, обеспечит ему приступ паники, а избежать паники, это одна из основных наших задач.
Поэтому, конечно использование специализированных подъемников важно, но вовсе не для эвакуации, как отмечают наши коллеги из пожарной Академии, а только для спасения или спасания людей, которые не могут двигаться сами.
А вот во всех остальных случаях при покидании здания во время пожара лифт все-таки противопоказан, по причинам, изложенным выше. Поэтому тот, кто разрабатывает план эвакуации должен азместить знак, показанный на рисунке 1. Специалист по пожарной профилактике на объекте, ориентируясь на это, обязан вывешивать на дверях лифтовой шахты такой вот групповой знак:
Также можно использовать комбинированный знак запрещается пользоваться лифтом при пожаре с пояснительной надписью.
Мы, конечно же не против инноваций, мы против того, чтобы простые решения заменялись на сложные без ответов на все вопросы, которые ставит перед теорией - практика.
Литература:
1. Холщевников В.В., Самошин Д.А. "Эвакуация и поведение людей при пожарах: Учеб. пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009