"НЕТ, ЛИЦЕНЗИЯ НА РАЗРАБОТКУ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕ НУЖНА!"
И разберем почему.
На уровне эксплуатации зданий разработка и изготовление схем по выходу при пожаре совершенно очевидно не требует каких-либо разрешений. Обратного не сказано нигде, и значит это - так.
Это подтверждено в официальных письмах МЧС России от 18 января 2013 года № 19-1-13-178 и от 11 марта 2014 года N 19-1-13-969.
В них совершенно ясно говорится: что для разработки и изготовления этого средства противопожарной защиты каких-либо разрешительных документов, лицензий МЧС России не требуется.
Откуда же в таком случае взялась вообще эта проблема? Почему, несмотря на недвусмысленные ответы от органов МЧС остается какое-то непонимание в этом вопросе.
Проблема в том, что современное законодательство России совершенно однозначно определяет: чтобы повесить (смонтировать) на стену план эвакуации, разработанный безо всяких разрешений, но изготовленный из фотолюминесцентных материалов лицензия нужна, поскольку это, якобы элемент так называемых ФЭС - фотолюминесцентных эвакуационных систем. Причем у нас-то такая лицензия - есть.
Из чего это следует? Прежде всего, конечно из основного нормативного правового акта, регламентирующего разрешительную деятельность – из соответствующего Федерального закона (99-ФЗ).
В пункте 15 статьи 12 этого закона утвержден обязательный разрешительный характер деятельности по монтажу разных противопожарных средств. Расшифровку того, что понимается под этими средствами, дает нам другой нормативный правовой акт – Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225, который включает размещение и обслуживание фотолюминесцентных систем в перечень, подлежащих лицензированию. Если в составе этих систем делают и планы выхода из здания при пожаре, то теоретически их монтаж и обслуживание в составе этих систем лицензируется. Но, только монтаж, только ремонт и только обслуживание! Обратите внимание именно на это!
Как мы всегда утверждали, монтаж – это не разработка. Это соединение частей чего-либо в это самое что-либо, частей в одно целое. Даже отдельное (без иных фотолюминесцентных элементов) вывешивание плана эвакуации на стенке, не является собственно монтажом, так как нет системы, того самого целого, во что собираются элементы.
Разработку схемы экстренного оставления помещений, скорее можно отнести к проектным работам. И, в ряде случаев (если проект проходит экспертизу, если объект является объектом капитального строительства и т.п.) для проектирования такой схемы может требоваться допуск от саморегулируемой организации. Тем более что в нормативах, регулирующих нашу деятельность в жилых домах, есть соответствующее указание. Но только это исключительные случаи, которые никак не касаются уже эксплуатируемых объектов. Это – только на этапе разработке проектной документации на строительство.
Это совершенно законная и совершенно бредовая ситуация. Ведь проектирование и изготовление эвакуационной схемы сложный процесс, требующий специальных знаний! Он невозможен без понимания пожарным специалистом своих задач, осознания и тех целей, которые должны быть им достигнуты. Эта деятельность, требующая хотя бы элементарных навыков в расчете времени за которое люди выйдут из здания при пожаре.
Когда такого понимания нет, и появляются такие вот схемы экстренного выхода, как те, которые мы представляем Вам на рисунках ниже.
Эти произведения абсолютно не соответствует ничему, никакой даже самой несовершенной пожарной норме. Представим, что это «великолепие» должно быть фотолюминесцентным.
Так вот, по закону разработать его может любой, а вот повесить на стенку, только специализированная организация, т.е. организация, имеющая разрешение.
Вообще удивительно, как же наши пожарные чиновники любят все лицензировать, разрешать. При этом еще более удивительно, что «лицензированная» фирма зачастую выполняет работу гораздо хуже нелицензированной. Тому есть масса примеров, и связанных, и не связанных с нашей темой. Так одна очень крупная и известная, и, конечно же «лицензированная» фирма, обследовавшая здание на предмет работоспособности дымоудаления, утверждала, что для восстановления работоспособности требуется поменять всю проводку, как слаботочную, так и силовую. Приехал нелицензированный слаботочник из нелицензированного ЖЭКа, нашел пару обрывов, скрутил пару проводов и система (на которой лицензированные специалисты поставили крест) волшебным образом заработала.
Сколько мы видели схем, разработанных лицензированными организациями, но не только нарушающих пресловутый ГОСТ 12.2.143-2009, но и противоречащих целям обеспечения пожарной безопасности, эвакуирующих людей по эскалаторам, через вращающиеся двери, попросту в опасную зону. Специальное разрешение разработчика не поможет плохому продукту стать хорошим, а в наших реалиях она абсолютно не является показателем качества того или иного продукта, или степени надежности лицензиата.
Лицензию можно купить за 120 000 рублей, при этом совершенно официально. Добрые юридические конторы предоставят заказчику в лизинг и оборудование, и специалистов. Уже нет даже пресловутых «красных скрепок", которыми раньше, в лихие 90-е лицензирующие органы отмечали «своих», которые должны были пройти. Нет. Юристы все делают за т.н. лицензированные конторы.
Если говорить о подтверждении качества работ, то для собственного спокойствия правильнее требовать диплом конкретного специалиста, который работает на Вас. Диплом конечно, тоже покупается. Однако его «купить» сложнее, а главное ответственность за левый диплом – уголовная, а за «левую» лицензию ответственности никакой нет, потому что всё вроде как и законно.
Таким образом заказчикам мы даем традиционный совет: указывайте в технических заданиях требование к квалификации персонала, подтвержадемой наличием например такого диплома, который получила наш инженер по пожарной безопасности Мария Михайловна Вафина, так как именно это, а вовсе не лицензия - гарантия качества работ.
Итак, совершенно простой вопрос, запутанный донельзя чиновниками из МЧС и Росстандарта может быть проиллюстрирован следующей схемой.
Подытожим:
1. Проектирование эвакуационной схемы в составе проектной документации, по которой будет вестись капитальное строительство, требует допуска саморегулируемой организации.
2. На эксплуатируемом объекта разработка и изготовление плана эвакуации не лицензируется никак и некем.
3. Судебная практика, по которой можно было бы сделать вывод о том, что органы МЧС или прокуратуры предъявляли бы претензии по этому вопросу к кому-либо – отсутствует.
4. Качество лучше проверять наличием диплома у специалиста, а не лицензии у организации.
Осталось сказать только наши традиционные предложения по этому вопросу. Как это должно делаться по нашему мнению.
Конечно никакие лицензии не нужны, нужен образовательный ценз для конкретных специалистов, которые занимаются этой деятельностью. Они должны иметь специальное образование и соответсвующее повышение квалификации. Но это не должен проверять тот или иной "лицензирующий" орган. Это должно проверяться заинтересованным в качестве работ Заказчиком и инспектором надзорной деятельности.
А вот чрезвычайно полезный, и в настоящее время "убитый" инструмент обеспечения пожарной безопасности - сертификация должна применяться к процедуре разработки и изготовления схемы движения в обязательном порядке.
Что же касается монтажа (прикручивания к стене) рисунка со стрелками, то лицензировать это - самый большой бред, тем более, что четких требований к размещению никто не сформулировал на законодательном уровне.
Да и на методическом, обосновано, с учетом целей ради которых делается схема это, пожалуй, сформулировано только в одном из разделов нашего сайта //fireevacuationplan.ru/
Как Вы прокомментируете решение суда (Постановление от 17 апреля 2014 г. по делу № 5-267/2014 Судебный участок № 62 Кинельского судебного района (Самарская область) - Административное. Суть спора: ст. 14.1 ч. 2)
которым оштрафована организация за отсутствие лицензии на изготовление планов эвакуации?
Спасибо, информация интересная, и даже не столько из-за лицензирования, сколько из-за "план перевернут".
А по Вашему вопросу прокомментирую так: у нас на сайте есть подборка разных судебных решений по одному и тому же вопросу. Одни суды считают - так, другие иначе. И, в данной ситуации надо было аппелировать к пункту 2 абзаца 1 статьи 4 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в котором указано что принцип лицензирования - это установление лицензируемых видов деятельности Федеральным законом и частью 3 статьи 12 99-ФЗ, где указано прямо: "Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии."
Нужно было идти с этими аргументами, вплоть до Верховного суда и отстаивать свою позицию.
Вот как-то так прокомментирую
Добрый день.
Как понять относится ли план эвакуации к системе ФЭС или нет?
Очень просто. ФЭС по определению ГОСТ Р 12.2.143.2009 это СОВОКУПНОСТЬ фотолюминесцентных элементов. Т.е. если кроме планов эвакуации на объекте нет других элементов ФЭС и нет проекта данной системы, то они составной частью ФЭС и не могут являться ввиду её отсутствия.
В порядке поставленных вопросов:
Если планы эвакуации находятся в составе системы ФЭС, то да. Но системы эти не обязательны в принципе. Если планы эвакуации фотолюминесцентные но вне системы ФЭС, то раздел 7 на них не распространяется так как говорит именно о системах.
Вторые экземпляры планов собираются в СВОДНЫЙ план. Это не значит, что они должны быть фотолюминесцентные. ГОСТ это не регулирует. Поэтому достаточно иметь в наличии утвержденный сводный план.
на готовом плане нужно ли в нижнем в правом углу отмечать какой гост ГОСТ 12.2.143-2009.
или ГОСТ 12.4.026-2015.
Добрый день! Спасибо за толковое и полезное разъяснение. Возникает один лишь вопрос: требуется ли исполнительная документация(протоколы освещенности,эталонные образцы,вторые экземпляры планов(п.6.2.1) и прочее) на планы эвакуации от разработчика и изготовителя, которая прописана в ГОСТ Р 12.2.143-2009 раздел 7. Заранее спасибо