Многие коллеги справедливо ругают современное нормирование средств, которые используются в качестве защиты от опасных проявлений неконтролируемого горения. Действительно столько норм и правил, требований и условий содержится в разных документах, что сложно представить себе их полное выполнение.
Но, тем не менее, нормы нужны. Нужны, так как креативность нашего народа, наших инженеров может превратить в произведение искусства план эвакуации, такое, казалось бы, очень структурированное, нацеленное на определенный результат, средство обеспечения безопасности.
Засилье художников в деле разработки и изготовления эвакуационных схем приводит к тому, что внешнему виду уделяется куда больше времени и старания, чем его содержанию, здравому смыслу и целям, для достижения которых он нужен в принципе.
И самые яркие примеры этому это такие вот произведения искусства, содержащие невероятно важный элемент – пожарный автомобиль (ПА).
ПА на планах эвакуации. Уверен, что их разработчики не имеют отношения к пожарной охране, так как в противном случае они бы думали о том, чтобы правильно определить маршруты движения людей, правильно составить инструкцию, добавив в неё что-то полезное. Но, нет. Главное для таких коллег поставить автоцистерну. Видимо они считают, что от этого схема выхода сразу станет очень пожарной, а значит, по их мнению, и правильной. Бессмысленное действие бессмысленных людей. При этом, ладно бы всё остальное было бы правильно выполнено, указано. Так нет. Давайте рассмотрим примеры такие примеры подробнее.
Пример первый. Вот пример из одного Банка. Пожарная машинка - есть. С точки зрения дизайна - всё конечно круто. Но есть одно "но". Размер знака на плане эвакуации менее 8 мм. Кто-то считает, что это - не важно? Это только до того момента, пока он не столкнется с таким вот судебным решением: Решение верховного суда Чувашской республики от 13-го января 2012 года по делу № 21-6/2012 в котором указано, что вне зависимости от материала изготовления плана размеры элеметов планов эвакуации - нормируются.
Пример второй. Вот образец из торгового центра Капитолий. Нарушены все требования ГОСТ Р 12.2.143.2009, какие можно себе представить. Нарушены требования Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент» касающиеся безопасного прохода через раздвижные двери. Но при этом: ура – есть пожарная машинка (доблестно украденная с старого сайта файрмен.ру).
Если люди не смогут выйти при пожаре из здания, используя разработанные маршруты (подробнее, почему они будут испытывать затруднение с выходом можно прочитать в этой статье) то кому при этом нужна автоцистерна? В чем её смысл?
Пример третий. Или вот этот пример. Раффайзен Банк
Тоже изображен автомобиль. Жалко только при этом, маршрут движения выбран так, что нарушаются требования Федерального закона 123-ФЗ «технический регламент о требованиях ПБ». Почему? Понятия «запасной» эвакуационный путь нет. Есть понятие безопасный маршрут – т.е. ведущий к тем проемам, которые отвечают условиям безопасного движения людей. Этот маршрут и обозначается сплошной линией. Есть маршруты опасные – ведущие к т.н. аварийным выходам. Их обозначают (если они есть) прерывистой зеленой линией. Но специалист никогда не обзовет их «запасный» путь эвакуации. Зато на есть маленькая АЦшка. Наверное, это такая инновация, которую мне к сожалению не понять.
Следующий, четвертый пример – тоже маленькая аккуратная машинка непонятно зачем нужная.
При этом сам план эвакуации при этом размещен на высоте больше чем два метра! Кто его сможет прочитать!? Машинку тоже, кстати, не увидят.
А этот, показанный в пятом примере план эвакуации из магазина "Пятерочка" в Москве резмещен с нарушением главного принципа, позволяющего ориентироваться на нем, и замечательно сформулированном в ИСО 23601:2009 (ISO 23601:2009(E) Safety identification — Escape and evacuation plan signs)
j) ориентация отображаемого плана должна быть связана с человеком, смотрящим на план таким образом, чтобы места слева от плана были слева и от человека, читающего план, а места справа от плана были расположены и справа от человека, который смотрит на план.
План разместили абсолютно неправильно, так как места слева от человека читающего план, не совпадают с местами слева от плана. Но зато на самом плане есть пожарная машинка, в этот раз, видимо ради разнообразия, не цистерна а лестница.
Ну, и наконец пример шестой, не маленькая машинка, а МАШИНА, МАШИНИЩЕ. Можно сказать, смотришь только на нее. Даже ожидаешь, что из нее высадятся бойцы, развернуться и начнут тушить пожар. А надпись при пожаре звонить 01 вообще сделана художественно, только что кровь с нее не течет, а так можно было бы и в фильм ужасов вставить.
Вот только телефон - 01, который был нарисован в год разработки этого образца (а это 2016 год) находился вне закона уже года три как.
Вот и получается, что чем красивее пожарный автомобиль на плане эвакуации, тем хуже он с пожарной точки зрения.
Коллеги, ГОСТ 12.2.143.2009 очень четко определяет, что должно быть в графической части плана эвакуации. И в перечне указываемой информации нет пожарных машин. А значит их наличие – нарушение ГОСТа. Ладно бы, оно помогало. Ладно бы не мешало. А ведь мешает. Потому что тот ресурс – временной, человеческий, интеллектуальный, который тратиться на поиск и выбор ПА, вставку его в графическую часть схемы – все это мешает подумать о том, как не допустить элементарных ошибок в работе.
Для цитирования: П.Ю. Князев "Художники от слова худо" [электронный ресурс] "План эвакуации при пожаре". - Электрон. дан. - Режим доступа: //fireevacuationplan.ru/putnews.php?id=144, свободный Размещено 31 января 2018 года, обновлено 27 декабря 2018 года, обновлено 16 мая 2019 года
Отличная идея - сделать план эвакуации для галочки, на случай проверки . Я думаю ,жизни людей , имущество , моральный ущерб мало кого волнует... Мы начинаем читать инструкцию уже когда что-то сломалось . Так же и тут. жалко только , что инструкция бестолковая , картинка красивая, а содержания никакого ...
Соглашусь с коллегами , что рекомендации специалистов были бы не лишними .
Не вижу смысла этим делом заниматься художникам, этим делом должен заниматься профессионал .
Из за такого потом люди ищут, путаются и долго ищут выход .
Ничего не скажешь. Не понимаю почему этим занимаются люди, которым лишь бы красивые ПА вставить, а не настоящие специалисты. А потом многие удивляются, почему трудно выход найти
С моей точки зрения,необходимо поручать такое ответственное дело,как план эвакуции и т.п. реальным специалистам,которые знают толк в своей работе,а не людям,которым нужна лишь "красота",да какой в этом толк,если люди будут погибать???Повесили,небось,даже те самые продавцы в магазине и пошли спокойно по делам,главное весит,а то,что не видно и не поможет ничем в трагичной ситуации-дело никому до этого нет,к сожалению..
Безусловно согласен с вами,пусть настоящие специалисты своего дела занимаются этим,а не люди по объявлению!!!!
Ведь в первую очередь нужно думать о жизнях людей которые наткнутся в план эвакуации(или не наткнутся),но лучше,чтобы небыло повода обращаться в "План эвакуации"
Мне кажется нужно вести контроль за теми людьми ,которые изготавливают такие планы ,или же при изготовлении плана - обязательная консультация с пожарным специалистом с росписью последнего ,о том что замечаний к плану - отсутствуют .Или же проводить некую аттестацию таких людей,с разрешением на изготовление . Чем нежели бессмысленные проверки ,после того как уже повесят такие планы и случится трагедия ,так как на своем опыте вижу ,что большинство планов нарушают много требований ,а значит их изготавливают в каком-нибудь ателье в фотопечати !
Да, художники и дизайнеры часто любят рисовать, чтобы было. При разработке планов эвакуации, как и рекламы, творческим людям нужно руководствоваться правилом "Хороший дизайн не тот, где нечего добавить, а тот, где нечего убавить" (Бельдюгина Нонна, дизайнер). Дизайнер, будь ленив. Не делай лишнего.