Через нас прошла не одна сотня схем эвакуации при пожаре, простых и сложных, всех видов и типов, фотолюминесцентные планы и простые, по старым и по новым ГОСТ, по требованиям как 2002, так 2010 года.
Мы повидали много российских и много зарубежных планов, и практически во всех пути эвакуации – собственно важнейшая часть схемы движения – обозначались обычными линиями со стрелками.
Недавно, после ознакомления с первым учебным пособием по планам эвакуации, мы заметили, как обозначаются маршруты движения по ИСО.
Когда мы рассуждали о том, зачем нужен план эвакуации, мы выдвинули идею и о том, как именно он должен выглядеть, чтобы отвечать тем целям, для которых его и разрабатывают.
В том числе мы обращали внимание на особенность восприятия эвакуационной схемы. Человек, который смотрит на неё может воспринять не более семи крупных блоков информации, и, любое «размельчение» «детализация» информации, как и лишние блоки (например гриф «Утверждаю», «согласовано» «маркировки», указание на ГОСТ, действия при аварии) – лишние элементы.
Наши коллеги за рубежом пошли еще дальше. Даже сами пути эвакуации – коридоры, по которым мы вычерчиваем зеленые линии со стрелками, они выделяют в отдельный информационный блок, закрашивая их целиком зеленым цветом. Сравните:
Рис. обозначение маршрута многочисленными отдельными элементами - стрелками
Рис. план эвакуации по ИСО. Маршрут движения выделен цветом, что облегчает восприятие
Это представляется нам замечательным новаторством для России. Не нужны тонкие линии со стрелками. Коридор – это главный маршрут движения, он должен быть закрашен зеленым цветом полностью, чтобы:
1. Бросаться в глаза
2. Запоминаться как единое пространство
3. Эффективнее фиксировать маршрут эвакуации (направо – налево – направо – прямо) в оперативной, краткосрочной памяти человека.
Выделение широкого коридора - «безопасного» блока ярким зеленым цветом обозначающим безопасность - не позволит вниманию человека рассеиваться на множество мелких значков на планах эвакуации, которые, при большом их количестве, будут только дезориентировать человека.
Чтобы проверить это группа пожарных специалистов провела эксперимент. Участникам исследования предлагалось посмотреть две минуты на план эвакуации, выполненный традиционным для России способом (тонкие стрелки) (группа 1) и план эвакуации составленный по зарубежному стандарту - ИСО (группа 2).
Задача опрашиваемых была сформулирована следующим образом: в течение пяти минут после визуального восприятия эвакуационной схемы начертить на бумаге свой маршрут.
93 процента первой группы с задачей не справились. Успешно воспроизвели маршрут движения только 7% людей, 5 % которых имели инженерное или строительное образование.
Во второй группе 89 процентов воспроизвели маршрут эвакуации абсолютно идентично указанному на плане, выполненному по ИСО.
В исследовании участвовали 150 (по 75 в группе) человек, и мы планируем продолжить данную работу для получения более достоверных результатов. Однако и сейчас можно уверенно говорить, что и для профилактических целей плана – пассивному обучению и для тактических его целей указание маршрутов движения по ИСО предпочтительнее с точки зрения пожарной безопасности «де-факто».
Однако, остается еще правовой вопрос. Встречаются инспекторы МЧС (как действующие, так и бывшие) которые за деревьями часто не видят леса. Указание действий при аварии на средстве пожарной безопасности или наличие грифа «утверждаю» кажется им более важным, чем вопросы правильной, оптимальной маршрутизации перемещения при пожаре, учитывающей такие факторы как «привычный маршрут», «плотность потока» и т.п.
Бывало, что такого рода пожарные деятели придирались даже к толщине линии на эвакуационной схеме. Некоторые из них говорили, что линии «слишком тонкие», а некоторые, наоборот, утверждали, что линии «чрезмерно толстые».
Видимо коллеги ориентировались на Методические указания, утвержденные бывшим главным инспектором пожарного надзора Кирилловым, в которых указано, что линии, которыми обозначается маршрут движения людей цитируем: «в два раза толще», чем те линии, которыми обозначается строительная конструкция – стена или перекрытия. Данная формулировка напоминает пословицу про зависимость толщины партизанов от длины пути в лес. Ни нормативно, ни фактически эта рекомендация не обоснована, но при этом, многие инспекторы «придираются» к планам эвакуации, мотивируя эти придирки и методическими рекомендациями.
И это заставляет нас обдумать вопрос обозначения маршрутов передвижения при пожаре путем закрашивания всего коридора еще и с позиций соответствия или несоответствия ГОСТ. Согласно ГОСТ пути эвакуации обозначаются зелеными линиями. Толщина этих линий не нормируется (указанные методические рекомендации – это не норма), и, теоретически сплошная линия, обозначающая путь эвакуации вполне может быть «во весь коридор» тем более, что «путь эвакуации», по соответствующему определению это весь коридор и есть.
Ну и для самых въедливых инспекторов можно использовать как аргумент стандарт, который не имеет прямого отношения к планам, но может, регулировать процесс их разработки методологически. Этот документ очень качественный хотя бы за счет того, что разработан он был в период расцвета пожарной охраны. Это - ГОСТ 12.1.114-82 в пятом пункте которого указано, что изображения на планах, в том числе и пространственная ориентация должны определяться исходя их условий удобства и быстроты их визуального восприятия. Этот ГОСТ, конечно, говорит совсем о других планах, но исходя их принципов указанных в нем, можно будет начать какие-то изменения в лучшую сторону и в деле разработки планов эвакуации.
Не думаю, что мы, в нашей практической работе, готовы сразу перейти на этот стандарт, но в ряде случаев считаем необходимым делать именно такие планы - с обозначением целых коридоров как путей эвакуации - со ссылкой на ИСО и, возможно (хотя мы в рамках этой статьи не беремся этого утверждать), на часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В любом случае, это будет полезным для пожарной безопасности.
А регламентируется ли ширина-высота стрелок и линий эвакуации?
Здравствуйте. Цветографическое изображение знака пожарной безопасности на плане эвакуации должно быть не менее 8 мм
Я то хотел приобрести именно для выкладывания. На самом деле очень странно, что нормы нет в свободном доступе.
Предлагаю купить в складчину. Уважаемый админ, если не трудно скооперируй нас, желающих пожалуйста. Вроде двое желающих помимо меня есть.
Щас евро упал, можно за 8 тонн купить. На троих-четверых разбить можно. Только потом в интернет не выкладывать =)
60 евро он стоит... жаба душит откровенно говоря )
Пытался скачать ИСО 23601 2009 с Интернета в полной версии и с переводом на Русский - не получается. ЖАЛКО!
Да! Согласен с Колчановым - статья интересная. Но нам, помоему, еще далеко до этих стандартов (ИСО). К сожалению.
Интересная статья! Спасибо!