Не так давно, посетив Исаакиевский собор, я, естественно, сфотографировал (помимо достопримечательностей) и интересный, необычный способ разместить противопожарную эвакуационную схему так, чтобы при ее «вывешивании» не портились «культурнонаследные» стены, а именно на подставке (рис. 1).
Формально такое размещение конечно нарушает требования ГОСТа, ведь по ним схема движения людей при пожаре должна вывешиваться только на стенах и колоннах.
Это требование, в очередной раз показывает, какие нелепости рождаются, когда люди берутся не за свое дело. Занимались бы разработчики ГОСТа световыми характеристиками материалов, не залезали бы в строительство и пожарную безопасность (явно несвойственные им функции), и, может быть, в Исаакиевском соборе эта схема была бы размещена без нарушений. Ведь не было бы, простите за вульгаризм – дурацких требований – не было бы и их нарушений.
Попробуем разобраться, в чем физический смысл данного требования? Почему пожарная схема по нормам не может размещаться так как в Исакиевском соборе? Или не должна вывешиваться так, как повесили разработанную ее в магазине Буква – на шкафу?
На первый взгляд это требование связано прежде всего с прочностью основания к которому крепиться план эвакуации при пожаре. И стена и колонна (по крайней мере и в строительном и в пожарном понимании) это то, что имеет несущую способность и предел огнестойкости по критерию разрушения. В отличие от стены перегородка такого критерия не имеет. Видимо поэтому, по логике разработчиков ГОСТа, план эвакуации крепится и должен висеть на чем-то очень прочном и надежном, на чем-то, что долго не разрушится под влиянием непрерывно нарастающей при неконтролируемом горении температуры.
Но это условие, вовсе не направлено на обеспечение безопасности людей (как и требуемое по ГОСТу 24-часовое послесвечение). Требование размещать эвакуационные схемы только на колоннах и стенах – избыточное и не нужное. И это чрезвычайно просто доказывается, просто с позиций «пожарного» здравого смысла.
Люди при пожаре должны выйти из здания – максимум за 15 – 20 минут, этаж они должны покинуть за 3-5 минут. Если мы еще раз вспомним зачем нужно разрабатывать последовательность действий при пожаре, вырисовывать на чертеже этажа линии и стрелки, какие цели у всего этого, то мы увидим, что на профилактические цели размещение вообще не влияет, а на тактическую цель (люди должны выйти по плану эвакуации если начнется горение) влияет только одно – план эвакуации при пожаре должен быть размещен на видном месте и он должен быть ориентирован так, чтобы глядя на него человек мог легко и правильно сориентироваться. Если выход на плане указан справа, то человек повернув голову направо должен этот выход видеть. Вот пожалуй единственное, что важно. А вот будет он висеть на стене или колонне или на перегородке или на подставке как в Исаакиевском соборе, по большому счету безразлично. Все равно им успеют воспользоваться за те пять минут, за которые люди должны успеть покинуть этаж.
Мне конечно могут возразить, что я забываю о том, что планом эвакуации могут воспользоваться прибывшие пожарные подразделения. Нет, я об этом не забыл, как и о том, что средство защиты о котором мы говорим в принципе не предназначено для целей пожаротушения и не должно заменять собой оперплан, которые разрабатывается в пожарной части. Поэтому это смешивать нельзя, пожаротушение – отдельно, эвакуация при пожаре – отдельно.
Я видел как планы клеют на двухсторонний скотч , а нельзя ли так же сделать в самом соборе ? Или же это нарушает какие-то требования?
Давно искала ответ на этот вопрос. Благодаря автору наконец то получила его. Спасибо.