Сегодня нам бы хотелось коснуться вопроса соблюдения требований ГОСТ12.2.143 в части, касающейся того, что план эвакуации в своей текстовой части должен содержать указания на действия при пожаре, вызову пожарных подразделений и т.п. не относящимся к эвакуации мерам. Это кажется нам неправильным, и вот почему.
Согласно научным исследованиям пожарных ученых на поведение людей во время пожара оказывает сильнейшее влияние тип планировки зданий и план эвакуации.
Количество лиц, пребывающих в здании на момент начала пожара, желающих покинуть здание, резко возрастает при отсутствии аварийных выходов, в том случае и если этот факт общеизвестен.
При наличии же таких выходов и доступности информации о них возрастает количество людей, первоначально стремящихся принять участие в тушении пожара, оповестить пожарную охрану. Западные исследования показывают, что наличие запасных путей и фактор знакомства с планировкой здания ведет не столько к скорейшему покиданию его, сколько к действиям по вызову помощи и борьбы с огнем [Belly J., 1976; Grem С. Н, Brown R, 1978]. Таким образом план эвакуации может явиться фактором, которые замедлит начало эвакуации. Поэтому разработчику инструкции (план эвакуации обязательно должен включать текстовую часть) следует как можно больше внимания уделить побуждению к началу эвакуации, посредством использования выражений «Немедленно!» «Прекратить текущую работу» «Безотлагательно», «Не предпринимая промежуточных действий» и т.п. Вопросы же участия людей в тушении пожара следует проводить очень ненавязчиво, избегая побудительных и предписывающих фраз. Вообще, из самого термина план ЭВАКУАЦИИ следует, что действия при пожаре и т.п. не относящиеся непосредственно к движению людей из опасной зоны в безопасную в этот план включаться и не должны, но ГОСТ, часть требований которого является обязательной для обеспечения пожарной безопасности (хотя и противоречит результатам научных исследований в области пожарной безопасности) должна исполняться.
При этом следует иметь что при пожаре возможно быстрое его распространение и задымление на путях эвакуации. Тогда стремление покинуть здание резко возрастет к эвакуации [Hirsch С. S. et al., 1977].
Чрезвычайные ситуации требуют от человека повышенных психо-физиологических реакций требования к состоянию человека и вызывают особую перестройку его поведения. Повседневная деятельность дезорганизуется, приводит к нарушениям в процессах восприятия, памяти, мышлении ,и эмоциях характеризуются как «блокада» психических функций [Космолинский Ф. П., 1976].
Снижается объем восприятия, повеление характеризуется несвойственными ошибками, «пустыми фиксациями». Человек мыслит непоследовательно, «разорванным» характером, одновременно понятийные способности ослабляются и происходит синтеза получаемой информации; внимание фиксируется на несущественных деталях, что является для пострадавшего эмоциональной защитой при проявлении страха или тревоги в чрезвычайной ситаации [Наенко Н. И., 1976, 1978]. Установлено, что дети и взрослые, ослабленные болезнью, и люди, предрасположенные к истерическим реакциям и ипохондрии, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, склонны проявлять действия к немедленной эвакуации, просить о помощи, либо оставаться в бездействии.
Это тоже надо учесть тому, кто разрабатывает план эвакуации обратив внимание людей на необходимость оказать помощь в эвакуации тех, кто не способен сам это сделать.
На это влияет и много иных факторов. В том числе в ряжу факторов ключевое значение приобретает состав группы, в которой находится потерпевший. D. L. Der гу (1978) в своих экспериментах показал, что если при задымлении комнаты в пей находится один человек, то в 75 % случаев он сообщает о появлении дыма. Если во врем я эксперимента в комнате вместе с данным лицом находилось еще 2 пассивных человека, то о появлении дыма сообщалось лишь в 10 % случаев; т, е. если другие люди, находящиеся в комнате, не обращают внимания на появление дыма, то и данный человек не считает появление дыма опасным.
Исследования R. В. Aronson (1977) показали, что если люди находятся в группе, то каждый из членов группы старается переложить ответственность па других. Такое нарушение правильной реакции особенно заметно в неопределённой ситуации. В подобных ситуациях на поведение людей влияет поведению соседей. Установлено, что 15—20 % людей неверно оценивают чрезвычайную ситуацию и, как следвствие прибегают к совершенно неправильным действиям, чему следуют окружающие люди, что часто ведет к трагическим последствиям.
Указанный фактор особо заметен если учесть то, какие повседневные функции выполнял потерпевший до пожара. Прежде всего это относится к работающим в этом здании В силу своего положения в организации, а также согласно служебным инструкциям, они должны произвести последовательные действия оповещения, вызова пожарной команды, помощи другим потерпевшим и т. д. В данном варианте можно предположить, что предварительное обучение или ознакомление со случаями пожара будут являться важным фактором в выборе действий, что подтверждается некоторыми исследованиями [Bryan J. L., 1977; Petajan J. H„ 1977].
Предварительный инструктаж людей и обучение их правилам поведения при пожаре могут повысить эффективность действий лиц, застигнутых пожаром IRoss J., 1978; Wheeler Н. N.. 1977; Whittinglon С., 1977]. Однако P. Q. Wood на основании статистического анализа данных утверждает, что обучение не дает ожидаемого эффекта по отношению к обычным потерпевшим. По-видимому, обучение оказывается более полезным для обслуживающего персонала зданий, гостиниц и т. п. [Wood P. Q., 1978], а поведение остальных потерпевших можно прогнозировать лишь весьма приблизительно. W. Slamra и P. Q. Wood (1978) установили, что опыт, почерпнутый из предыдущего случая ситуации пожарной опасности, не оказывает влияния на разумное поведение людей в будущем.
Поэтому в первую очередь план эвакуации (в виде большой инструкции описывающей последовательность действий) должен ориентироваться на персонал, а текстовая часть размещенная на самом плане эвакуации должна быть направлена на посетителей здания.
Проведена важная работа со статьей. Автор хорошо постарался, было полезно ознакомиться.