Чтобы разработать правильный план эвакуации и описать детальную последовательность действий людей при пожаре (особенно тех людей, которые постоянно находятся на объекте) необходимо изучать модели поведения людей при пожаре, так как именно на анализе этих моделей должен базироваться любой план эвакуации.
Напомним, что согласно тому определению, которое мы дали план эвакуации - это не только поэтажный план со стрелками и условными обозначениями, но и описание пошаговой, детальной последовательности действий людей по эвакуации, анализ маршрутов и выходов, используемых для эвакуации, расчет скорости движения людей по этим маршрутам. Все это и есть план эвакуации, хотя официальные органы МЧС до сих пор не внедрили в практику такое его понимание. Это в принципе и понятно, никто не любит сложности, никто не хочет «заморачиваться». Никто не хочет изучать результаты научных исследований. В одном их них /1/ показана модель поведения людей, изучение которой необходимо для специалиста, составляющего план эвакуации торговых центров.
Приведем отрывок из этой работы здесь.
Между 13.20 и 13.25 подсобный рабочий магазина обнаружил пожар. Он оповестил менеджера магазина JV21, находящегося поблизости. Менеджер JV21 побежал в главный офис и крикнул телефонистке, что на втором этаже пожар.
Телефонистка поняла его не правильно (она услышала «на втором этаже драка» - в англ. языке эти слова похожи по звучанию). Затем менеджер побежал в ресторан и оповестил менеджера ресторана и менеджера. Менеджер ресторана начал эвакуацию ресторана. Менеджер магазина предпринял неуспешную попытку тушить пожар. Условия быстро ухудшались, и он покинул этаж. Менеджер вместе с подсобным рабочим предприняли еще одну попытку потушить пожар но и она оказалась неудачной и они решили покинуть здание.
Менеджер ресторана повторил сигнал о пожаре телефонистке (которая временно подменяла постоянную телефонистку). Только после этого, она поняла, что в здании произошел пожар. Она была не уверена, зазвучала ли сирена пожарной сигнализации (она просто не могла ее слышать со своего рабочего места) и дополнительно включила 30 сек. сигнал о конце рабочего дня. Этот сигнал был едва слышен на этажах зданиях. Далее она попыталась позвонить в пожарную охрану, однако после двух неудачных попыток она покинула пункт связи. В конце концов, сирена пожарной сигнализации была включена, однако к этому моменту времени большинство покупателей уже покинули здание и помещения начали заполняться дымом. В пожарную охрану позвонил водитель такси в 13.28 проезжающий мимо.
Некоторые служащие не слышали сирены пожарной сигнализации и не смогли вовремя покинуть здание, так пути выхода уже заполнились дымом.
Несколько человек были вынуждены использовать лифты. Несколько человек остались в здании и были позже спасены пожарными. Все погибшие погибли на 2-м этаже. 9 человек на момент пожара находились в ресторане, 1 служащий находился в отделе мебели. Основной причиной гибели посетителей была названа задержка оповещения о пожаре и медленная реакция людей, по всей видимости, занятых едой.
Комиссия по расследованию пожара выяснила, что основной причиной гибели людей была недостаточная подготовка сотрудников магазина к действиям при пожаре, которая вызвала долгую задержку начала эвакуации.
Было установлено, что служащих инструктировали не активировать сирену пожарной сигнализации при обнаружении пожара (докладывать руководству).
Используемая литература
1. Самошин Д.А. Применение концепции "Человек-Среда-Пожар" для понимания поведения персонала торговых комплексов при пожаре : диссертация ... кандидата технических наук : 05.00.00. - Б.м., 2004. - 228 с. : ил. РГБ ОД,