Лаборатория исследования эвакуации людей при пожаре
Лаборатория Исследования Эвакуации Людей при пожаре
Делаем планы эвакуации
Обеспечиваем безопасность людей
Помогаем пройти проверки МЧС
+7(495) 00-69-112
+7(985) 39-10-776
fire.plan101@gmail.com
Без выходных с 9.00 до 22.00
Лаборатория исследования эвакуации людей при пожаре
Лаборатория Исследования Эвакуации Людей при пожаре
+7(495) 00-69-112
+7(985) 39-10-776

fire.plan101@gmail.com

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2018 г. N Ф03-1123/2018

Судебное решение которое подтверждает необходимость выполнять планы эвакуации только в фотолюминесцентном исполнении

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2018 г. N Ф03-1123/2018

 

Резолютивная часть постановления от 03 мая 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан"

на решение от 10.10.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018

по делу N А51-21617/2017 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Борисов Д.В., в апелляционном суде судьи: Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан"

к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю

о признании частично незаконным предписания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан" (ОГРН 1022502127592, место нахождения: 690108, Приморский край, г. Владивосток, ул. Артековская, 10; далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2, 6, 11, 12, 13, 17, 20 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 3; далее - управление) от 30.06.2017 N 6/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое предписание в части пунктов 1 и 20 признано незаконным, в удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить их в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что на момент проверки планы эвакуации в административном здании ФГБОУ ВДЦ "Океан" уже были выполнены в фотолюминесцентном исполнении. По пунктам 6, 11, 12, 13, 17 предписания учреждение ссылается на то, что положения СНиП 21-01-97* и СНиП 2.07.01-89* в данном случае применению не подлежат, поскольку здания дружин "Бригантина" и "Китенок" были введены в эксплуатацию в 1983 году и в 1995 году соответственно, то есть до введения в действие указанных СНиПов, которые распространяют свое действие только на новое проектирование. С учетом изложенного учреждение просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось. В процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции в составе суда произведена замена в порядке статьи 18 указанного Кодекса, после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в обжалуемой заявителем части, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.05.2017 N 6 государственным инспектором по пожарному надзору, в период с 05.06.2017 по 30.06.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБОУ ВДЦ "Океан" с целью проверки выполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 08.06.2016 N 7/1/1, сроки исполнения которого истекли 29.05.2017. Место проведения проверки: г. Владивосток, ул. Артековская, 10.

В ходе указанной проверки, должностным лицом пожарного надзора выявлен факт неисполнения указанного выше предписания, в том числе в части:

- пункта 1: не предусмотрена защитная противопожарная минерализованная полоса по границе с лесным массивом (лесопарком) (статья 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункт 78 Правил противопожарной режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 (далее - Правила N 390);

- пункта 2: Административное здание: на путях эвакуации каждого этажа здания - 1, 2 (коридоры, лестничные клетки) отсутствует фотолюминесцентная эвакуационная система, в том числе план эвакуации выполнен не в фотолюминесцентном исполнении (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ); пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, статья 4, статья 53, статья 84 Закона N 123-ФЗ; пункт 200 приказа Росстандарта от 16.04.2014 N 474 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ" (далее по тексту - Перечень документов N 474); пункты 33, 43 Правил N 390; пункты 1, 5.1.1, 5.1.1.1, 6.1.4, 6.2.6, 6.3.1, 6.3.2 Таблицы 2, пункт 7.2.5, Приложение "Ж", Приложение "И" Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 19.09.2001 N 387-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 12.4.026-2001); пункт 4.1 и Примечание 2, пункты 4.2, 4.2.1, 5.3, 5.3.9, 5.7, 6.1, 6.4, 6.6, 6.6.4, 6.6.6, 6.6.8, 6.7, 7.10, 9.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 12.2.143-2009); пункт 6 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее по тексту - Положение о лицензировании N 1225));

- пункта 6: Концертный зал: высота двери на первом этаже при выходе из лестничной клетки на улицу в здании концертного зала менее 1,9 м (статья 1 Закона N 69-ФЗ; пункт 1 части 2 статьи 1, статья 4, часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ; пункт 6.16 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее по тексту - СНиП 21-01-97*));

- пункта 11: Дружина "Бригантина": ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей (с учетом что здание относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 - детские дошкольные учреждения, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений), расположенных в двух центральных лестничных клетках менее 1,35 м (различная до 1,02 м) (статья 1 Закона N 69-ФЗ; пункт 1 части 2 статьи 1, статья 4, часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ; пункт 6.29 СНиП 21-01-97*);

- пункта 12: Дружина "Бригантина": ширина выхода в лестничную клетку составляет 0,85 м, при необходимой 1,2 метра (статья 1 Закона N 69-ФЗ; пункт 1 части 2 статьи 1, статья 4, часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ; пункт 6.16 СНиП 21-01-97*);

- пункта 13: Дружина "Бригантина": перед эвакуационным выходом на эксплуатируемую кровлю, с выходом на лестницу 3-его типа выполнены две ступени в месте перепада высот, при этом допустимо исполнение не менее трех ступеней или пандуса с уклоном не более 1:6 (статья 1 Закона N 69-ФЗ; пункт 1 части 2 статьи 1, статья 4, части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ; пункт 6.28 СНиП 21-01-97*);

- пункта 17: Дружина "Китенок": расстояние между строениями 5 степени огнестойкости - домиками для проживания детей дружины "Китенок" менее 15 м (статья 151 Закона N 123-ФЗ; таблица 1 приложение 1 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 N 78 (далее по тексту - СНиП 2.07.01-89*));

- пункта 20: Общежитие, гостиница: отсутствуют (сняты), предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из лифтовых холлов и двери из коридоров на лестничные клетки, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (статья 151 Закона N 123-ФЗ; абзац "г" пункта 36 абзац "г" Правил N 390).

По результатам проверки составлен акт от 30.06.2017 N 6, на основании которого учреждению выдано предписание от 30.06.2017 N 6/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Не согласившись с предписанием от 30.06.2017 N 6/1/1 в части пунктов 1, 2, 6, 11, 12, 13, 17, 20, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На основании статей 37 и 38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (ГОСТ Р 12.2.143-2009) распространяются на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.

Положения ГОСТ Р 12.2.143-2009 распространяются на ФЭС и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливают требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания. В частности, согласно пункту 4.1 данного стандарта ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

Согласно примечанию 2 к пункту 4.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных элементов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти элементы заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все элементы заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.

При разрешении настоящего спора арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что на путях эвакуации каждого этажа здания - 1, 2 (коридоры, лестничные клетки) отсутствует фотолюминесцентная эвакуационная система, план эвакуации выполнен не в фотолюминесцентном исполнении, что свидетельствует о нарушении учреждением требований вышеуказанных нормативных правовых актов, в связи с чем, по верным выводам судов, у управления имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания в части пункта 2.

Не соглашаясь с судебными актами в указанной части, учреждение приводило аналогичный кассационной жалобе довод о том, что на момент проверки планы эвакуации в административном здании ФГБОУ ВДЦ "Океан" были выполнены в фотолюминесцентном исполнении, критически оценив который, судебные инстанции отклонили его как безосновательный, сославшись на то, что выявленное административным органом нарушение зафиксировано в акте проверки от 30.06.2017 N 6, составленном с участием представителей учреждения, которые, в свою очередь, ознакомившись и получив копию акта, каких-либо возражений к нему в данной части не заявляли.

Давая оценку выявленным управлением нарушениям в части ширины эвакуационных выходов, суды исходили из того, что в силу части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. При этом в соответствии в соответствии с пунктом 6.16. СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф 1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф 1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.

В соответствии с пунктом 6.29 СНиП 21-01-97* ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее:

а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;

б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г) 0,9 м - для всех остальных случаев.

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

Согласно таблице 1 Приложения 1* (обязательное) "Противопожарные требования" СНиП 2.07.01-89* расстояние между строениями V степени огнестойкости должно составлять 15 м

Установив, что в помещении концертный зал: высота двери на первом этаже при выходе из лестничной клетки на улицу в здании концертного зала менее 1,9 м; в дружине "Бригантина": ширина маршей лестниц, предназначенных для эвакуации людей (с учетом того, что здание относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 - детские дошкольные учреждения, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений), расположенных в двух центральных лестничных клетках менее 1,35 м (различная до 1,02 м); ширина выхода в лестничную клетку составляет 0,85 м, при необходимой 1,2 м; перед эвакуационным выходом на эксплуатируемую кровлю, с выходом на лестницу 3-его типа выполнены две ступени в месте перепада высот, при этом допустимо исполнение не менее трех ступеней или пандуса с уклоном не более 1:6; в дружине "Китенок": расстояние между строениями 5 степени огнестойкости - домиками для проживания детей дружины "Китенок" менее 15 м, что свидетельствует о нарушении учреждением требований вышеуказанных нормативных правовых актов, арбитражные суды, приняв во внимание, что такие нарушения учреждением в соответствии с ранее выданным предписанием к установленному в нем сроку устранены не были, признали обоснованным вывод управления о нарушении учреждением положений вышеуказанных СНиПов и, как следствие, о наличии оснований для выдачи оспариваемого предписания в части пунктов 6, 11, 12, 13, 17.

Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой заявителем части соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для несогласия с указанными выводами судов у судебной коллегии не имеется.

Доводы заявителя в кассационной жалобе о необоснованном применении в рассматриваемом случае положений СНиП 21-01-97* и СНиП 2.07.01-89*, поскольку здания дружин "Бригантина" и "Китенок" были введены в эксплуатацию в 1983 и в 1995 годах соответственно, то есть до принятия вышеуказанных СНиПов, заявлялись в арбитражных судах, были ими оценены и мотивированно отклонены в обжалуемых судебных актах.

При этом арбитражные суды правомерно исходили из того, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.

Таким образом, принятие указанных норм и правил после введения спорных зданий в эксплуатацию не освобождает учреждение от их соблюдения и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку именно в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.

Аналогичные суждения сделаны судами и в отношении СНиП 2.07.01-89*, содержащего обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования до вступления в силу Закона N 123-ФЗ.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки судов. По существу эти доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, что не относится к полномочиям суда округа (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод учреждения в кассационной жалобе об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления по пункту 17 оспариваемого предписания со ссылкой на обстоятельства, установленные в рамках другого дела N А51-5014/2015, отклоняется арбитражным судом округа, поскольку данные обстоятельства не были предметом исследования в рамках указанного дела.

Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов в обжалуемой заявителем части, в кассационной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 по делу N А51-21617/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению "Всероссийский детский центр "Океан" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 16.01.2018 N 522551.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

С.Ю.ЛЕСНЕНКО

 

Судьи

И.М.ЛУГОВАЯ

И.В.ШИРЯЕВ

Извините, временно заказы не принимаются.
Сайт используется только как информационный

Лаборатория Исследования
Лаборатория исследования эвакуации людей при пожаре
Эвакуации Людей при пожаре
Яндекс.Метрика