Загрузка...
Лаборатория исследования эвакуации людей при пожаре
Лаборатория Исследования Эвакуации Людей при пожаре
Делаем планы эвакуации
Обеспечиваем безопасность людей
Помогаем пройти проверки МЧС
+7(495) 00-69-112
+7(985) 39-10-776
fire.plan101@gmail.com
Без выходных с 9.00 до 22.00
Лаборатория исследования эвакуации людей при пожаре
Лаборатория Исследования Эвакуации Людей при пожаре
+7(495) 00-69-112
+7(985) 39-10-776

fire.plan101@gmail.com

Инструктажи и тренинги по планам эвакуации

Достигается ли цель разработки плана эвакуации после того, как он размещен на объекте? Дальнейшая работа с планом эвакуации
Ключевые слова: инструктаж, обучение, план эвакуации, действия при эвакуации, противопожарная тренировка, опасные факторы пожара


Предположим, план эвакуации разработан и вывешен. Большинство нормативных документов предписывают проводить практические тренировки по инструкции к этому плану, причем не реже, чем один раз в полгода.

Правильно ли это?

Правильность предписания проводить тренировки не вызывает сомнений. Однако то, что тренировки должны проводиться лишь один раз в полгода - категорически неверно.

Обучение действиям при эвакуации - это, прежде всего, обучение движениям: движению от рабочего места до выхода из помещения, движениям при открывании двери, движениям в толпе, в условиях "арки", давки, движениям при переноске пострадавших. Человек, оказавшийся в опасной ситуации, связанной с пожаром, не должен думать и вспоминать, как правильно действовать и как нельзя себя вести. К тому же мала вероятность, что человек вспомнит, чему его учили полгода назад. Он должен действовать автоматически - так же, как ходит, ест, дышит. Поэтому проведение тренировок раз в полгода - это, разумеется, лучше, чем полное отсутствие тренировок, но все же неэффективно.

Немаловажен тот факт, что в большинстве организаций эвакуационные тренировки проводятся (если проводятся) по следующему алгоритму: "Работает оповещение о пожаре - все выходят из здания". Летом - с удовольствием, зимой без такового. Никто никому ничего не объясняет, руководители ставят "галочку": пункт 16 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 (или пункт 12 Правил противопожарного режима) выполнен. Кажется, все довольны.

Разумеется, даже такая тренировка приносит некоторые результаты, хотя куда более эффективно полноценное обучение.

Сейчас ни нормативных правовых актов, ни нормативных документов, регламентирующих сам процесс обучения, порядок его проведения, учебные вопросы, нет. Единственный документ, который не имеет статуса нормативного - методические рекомендации Управления ГПН, авторы Г.Н. Кириллов, Ю.П. Ненашев, Ю.П. Хондожко "Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях".

Недостатком данной работы является непонимание основной цели эвакуации, о чем свидетельствует следующая цитата:

 
"Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров…"

 

И в этом вопросе мы снова возвращаемся к непониманию цели разработки и введения в действие плана эвакуации. Может ли быть задачей эвакуации тушение? Тушение пожара персоналом объекта (вернее, принятие гражданами посильных мер к тушению пожара, если следовать 34 статье Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности") - важная составляющая обучения мерам пожарной безопасности. Более того, разработана процедура практического обучения таким мерам персонала учреждений и организаций в программах вводного противопожарного инструктажа. На наш взгляд, излишне объединять совершенно чуждое эвакуации направление деятельности с тренировкой по эвакуации. Эвакуация и тушение пожара - абсолютно разные методы обеспечения пожарной безопасности, и смешивать их не следует. В ограниченное количество времени, выделяемое на эвакуационные тренировки, очень сложно отработать вопросы собственно эвакуации, которые по неясным причинам в упомянутые выше методические рекомендации не вошли вовсе. Мы согласны с тем, что необходимо обучать персонал тушению пожара первичными средствами пожаротушения. Однако недопустимо делать это в рамках тренировки по планам эвакуации. Подробнее мы рассматривали данную проблему в 4-й главе, где касались вопроса разработки отдельного плана пожаротушения. То же самое можно сказать и относительно тренировки. Пусть будут введены и закреплены на законодательном уровне тренировки по пожаротушению. Но они не должны заменять собой тренировки по эвакуации. Это отдельное, и, как вы увидите из восьмой главы, объемное по информативности мероприятие, которое нельзя объединять с тренировками по пожаротушению.

К положительным моментам рекомендаций нормативных актов следует отнести впервые вводимое разграничение тренировок по количеству участников. Хотя, на наш взгляд, мотивировка данного разделения сомнительна. В рекомендациях сказано:

 

"Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта. Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения".
 

 

Пожар (какую бы незначительную площадь он ни охватывал в начале своего развития) непременно повлияет на деятельность всего объекта защиты. Динамика его развития, до сих пор недостоверно описываемая математически и трудно прогнозируемая, создает угрозу для всех людей на объекте. Поэтому тренировка по эвакуации как процессу организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара, является в любом случае тренировкой, тема которой - нарушение режима работы объекта в целом, так как в любой части объекта существует возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Причина необходимости разделения тренировок на "общие" и "локальные" (договоримся пока называть их так) заключается в следующем. На объектах с большим количеством персонала (500, 1000, 2000 и более человек) проводить общую тренировку бессмысленно. Ни один, пусть даже самый талантливый, преподаватель не сумеет сформировать знаний, умений, навыков у такой большой группы. 20 - 30 человек - это максимум, который можно обучать, надеясь хотя бы на частичную эффективность тренировок.

Оставляя без комментариев другие идеи методических рекомендаций (приказ о назначении тренировки, Начальник Штаба Тренировки, "посредники", обозначение зоны задымления синими флажками и прочие игры), зададимся вопросом: что действительно нужно для проведения эффективного обучения персонала приемам и способам эвакуации.

Первое: необходимо решение руководства объекта о проведении обучения. Пусть это решение не будет оформлено приказом, согласно приложению 2 к упоминаемым выше методическим рекомендациям, пусть оно будет устным, доведенным до сотрудников посредством электронной почты, меморандума или того же приказа - главное, чтобы оно было. Как этого достичь? Во-первых, повышая сознательность руководителей во время обучения их пожарно-техническому минимуму; во-вторых, посредством введения требований пожарной безопасности и принципов проведения тренировок по эвакуации, описанных в данной главе пособия, в ранг обязательных для исполнения.

Второе: нужен подготовленный человек, которому предстоит проводить тренировку. Нет существенной разницы, будет ли это представитель Государственной противопожарной службы, преподаватель Всероссийского добровольного пожарного общества, сотрудник объекта, занимающийся вопросами обеспечения пожарной безопасности, или сам руководитель объекта. Главное, он должен понимать, как, чему и для чего обучает персонал. Это условие тоже выполнимо, достаточно применить на практике то, о чем идет речь в настоящей главе пособия.

Третье: технические средства для проведения тренировочного занятия. Мы живем в XXI веке, тем не менее, до сих пор вынуждены (судя по методическим рекомендациям) обозначать зону задымления синими флажками. Но на пожаре не будет синих флажков. Вместо них будет дым, много дыма… Обучать людей действиям при эвакуации в задымленной зоне посредством синих флажков как минимум непродуктивно. Особенно если учесть тот факт, что, например, дым-машина Galaxy Smoke SF-12G стоит порядка 5000 рублей, а учебная дымовая шашка ДМ 11 - пятисот рублей. Эти технические средства могут достоверно сымитировать задымление коридора или лестничной клетки, что поспособствует более эффективному обучению персонала действиям при эвакуации.

дым-машина Galaxy Smoke SF-12G для проведения отработки плана эвакуации дымовая шашка ДМ 11 для проведения отработки плана эвакуации

 

Если перечисленные выше условия соблюдены, то можно подумать над тем, кого, чему и как обучать.

 

Прежде всего, тренировка по эвакуации должна формировать у обучаемых определенные знания, умения и навыки. Как мы отмечали выше, это невозможно, если в группе больше 20-30 человек. Поэтому персонал необходимо разбить на небольшие группы (структурные подразделения, части структурных подразделений).

После (и только после!) того, как отдельные группы пройдут тренировочный курс и научатся правильно действовать во время эвакуации, полезно будет провести общую тренировку для всех людей, пребывающих на объекте защиты.

Итак, на вопрос: "кого мы тренируем" - ответ может быть сформулирован так: в первую очередь, структурные подразделения организации, и лишь потом персонал организации в целом. Естественно, сказанное выше не относится к организациям, число работников которых не достигает 30-40 человек.

На практике подобные тренировки имели место в ряде объектов коммерческой недвижимости, где обучение проводилось в составе небольших организаций, арендующих магазины в торговом центре или небольшие офисы в деловых центрах. Эффективность такого обучения была определена посредством сравнения реакций сотрудников организаций, арендующих помещения в торговом центре, на сигнал оповещения. Несмотря на проводимые общие тренировки, во время которых людей пытались "выгнать" на улицу сотрудники охраны, посланные специально для этой цели руководителем службы безопасности, люди не спешили покидать здание и игнорировали сигнал системы оповещения и управления эвакуацией. После индивидуальных тренировок с показом документальных видеофильмов ("Пожар во Владивостоке" и т.п.) по последующим сигналам оповещения ВСЕ сотрудники торгового центра начинали эвакуироваться.

Чему мы должны обучать такие группы? Всему, что связано с эвакуацией.

В рамках первого учебного вопроса необходимо объяснить обучаемым, для чего им, собственно, нужно предпринимать какие-либо действия. Необходимо показывать, что угрожает тем, кто не будет эвакуироваться: оказывать на примерах погибших при пожаре в Сбербанке во Владивостоке, в Институте корпоративного управления в Москве, в клубе Хромая лошадь в Перми. Это должно доказать группе обучаемых людей, что их главная задача при пожаре - эвакуация, что любые промедления в ЭВАКУАЦИИ, как в ДВИЖЕНИИ - губительно. Далее следует дать понять, что единственной целью эвакуации является выход человека в безопасную зону. Такой зоной может быть только какое-либо место, находящееся на значительном (не менее 50 метров) расстоянии от горящего здания (практика показывает, что дилетантское мнение об эвакуации некоторых людей позволяет им думать о возможности эвакуации на крышу, покрытую рубероидом, в актовый зал или в фойе). После того, как прозвучит сигнал оповещения о пожаре, у человека нет иной задачи, кроме как прийти в безопасную зону. Ни спасение документов, ни эвакуация материальных ценностей не важны. Кроме того, необходимо четко объяснить людям, что эвакуация - это перемещение ТОЛЬКО по путям эвакуации к эвакуационным выходам. Многочисленные так называемые "средства эвакуации": веревки, кронштейны, карабины и тросы - не средства эвакуации вовсе, тем более их нельзя каким-либо образом причислить к путям эвакуации. Нужно дать людям понять, что эти веревки ненадежны вследствие большого количества ограничений в их применении (вес, этажность, время года) и что пути эвакуации и эвакуационные выходы несравнимо надежнее (при условии своевременного проведения профилактических работ). Цель обучения правильным действиям при эвакуации - внушить людям следующую мысль: "слышу сигнал оповещения о пожаре - немедленно покидаю здание и направляюсь в безопасную зону, не предпринимая никаких промежуточных действий".

Второй учебный вопрос вытекает из первого: как начать эвакуацию. Ответ вытекает из самого определения понятия эвакуации. Эвакуация = движение. Следовательно, для осуществления этого процесса необходимо двигаться. Человек должен начинать движение к эвакуационным выходам. Многие преподаватели начинают при этом рассматривать маловероятную ситуацию наличия за дверью помещения огня и дыма и тратят излишне много времени на обучение тому, как правильно открывать дверь в помещение, где может быть развившийся пожар. Это нужно больше для пожарных, которые ЗАХОДЯТ в здание в котором есть расвившийся пожар, а не для эвакуирующихся из здания. Если оповещение о пожаре сработает так как надо, то ситуация в которой люди на объекте будут вынуждены выходить в помещение в котором есть развившийся пожар - маловероятна. Поэтому уделять этому вопросу время кажется нам не столь важным, как научить человека СРАЗУ, НЕМЕДЛЕННО, после получения сообщения о пожаре НАЧИНАТЬ эвакуацию.

Отдельно следует отметить, что до сих пор, многие из тех, кто организуют такого рода тренировки учат мочить платок и прижимать его к лицу. Коллеги! Мы-то знаем, откуда идёт данная рекомендация! Впервые её упомянул Николай Павлович Требезов, один из основоположников пожарного дела в России, в книге: "Пожарная тактика"

 

Требезов Н.П. Пожарная тактика - цитата

 

Допуская, что в 1913 году, в год издания данной книги такая рекомендация была актуальной, тем не менее отметим, что Николай Павлович говорил о действиях в ДЫМУ и только когда горит пол, а не в условиях простой эвакуации. Сейчас же, многие начинают свои занятия с того, что ПЕРВОЕ дело при любой эвакуации это намочить тряпку и прижать ее к лицу. Подробнее, по подобного рода советах мы говорили в этой статье. Здесь же отметим, что не рекомендуем тратить время на поиск воды и тряпки, а советуем как можно быстрее начинать эвакуацию.

При этом во время рассмотрения второго учебного вопроса тренировки, обучаемые должны понять, что на пожаре возможны различные варианты развития событий и нужно быть готовыми и к ним, даже если эвакуация началачь вовремя. Может возникнуть ситуация, когда процесс эвакуации - движения в безопасную зону - невозможен, и в этом случае безопасную зону придется создавать самим, заблокировавшись в помещении. Из этого следует третий учебный вопрос - действия человека, заблокированного в помещении.

При изучении третьего вопроса нелишним будет коснуться динамики пожара и путей его распространения по зданию. Пожар может проникнуть в помещение тремя путями: через окно, через дверь, через вентиляционные отверстия. Следовательно, для того, чтобы сделать зону, в которой человек заблокирован, безопасной, он должен ее герметизировать и максимально (до его спасения пожарными подразделениями) отсрочить проникновение в эту зону опасных факторов пожара. При этом обучающему следует подчеркнуть, что очередность герметизации человек должен выбрать сам, исходя из конкретной ситуации. Если горят балконы, а в коридоре лишь задымление, то, конечно нужно предотвратить распространение пожара со стороны оконных проемов; если огонь в коридоре, то сначала герметизируется дверь и вентиляционные отверстия. Необходимо в процессе тренировки дать обучаемым возможность самим заткнуть щели в дверях подручными средствами, используя подходящий инструмент (ножи, вилки, ложки, линейки и т.п.), позволяющий плотно разместить ткань в щели двери. Необходимо объяснить, где можно взять воду для охлаждения двери (спринклерая система пожаротушения, кулеры в офисах, водопровод в учебных аудиториях и больничных палатах). Необходимо также напомнить обучаемым, что при герметизации оконных проемов крайне важно сорвать шторы и отодвинуть от окна легко воспламеняющуюся мебель, чтобы она не стала горючим, способным воспламениться от идущего теплового потока. Полезно, помимо закрывания щелей, обучить персонал заклеивать стекла окон клейкой летной (скотч, изоляция и т.п.), чтобы они не треснули от теплового потока и не разрушились. При обучении герметизации вентиляционных отверстий преподавателю имеет смысл показать, что вентиляционная решетка не так важна, как вентиляционный короб, по которому распространяются продукты горения. Поэтому эффективнее не затыкать мокрой тканью щели в вентиляционной решетке, а оторвать ее и "заткнуть" сам вентиляционный короб. После того, как обучаемые предпримут и проделают все эти действия, крайне важно, чтобы люди не пришли к заключению, что они в полной безопасности и могут дальше ничего не предпринимать. Это опасная позиция, и персонал на тренировке обязательно должен уяснить, что в обязательном порядке нужно позвонить в пожарную охрану и сообщить диспетчеру о месте своего нахождения и невозможности эвакуироваться из-за блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара. Обсуждение третьего учебного вопроса следует завершить описанием того, как действовать, если иного выхода, кроме передвижения сквозь дым и огонь, нет, а все описанные выше способы защиты исчерпали себя. В этом случае необходимо максимально укрыться, спрятать длинные волосы под одежду и ползком, ниже нейтральной зоны, передвигаться к выходу.

Четвертый учебный вопрос предполагает разъяснение того, что делать, если, открыв дверь так, как описывалось выше, человек не обнаружит опасных факторов пожара и поймет, что может эвакуироваться. Следует отметить, что ситуация, при которой он мог оказаться заблокированным в помещении, может повториться, если, пройдя по путям эвакуации до лестничной клетки, человек обнаружит, что именно там путь эвакуации блокирован дымом. В таком случае человек должен искать другой эвакуационный путь, если же таковой будет заблокирован - преподаватель должен вновь вернуться к учебному вопросу 3.

Пятый учебный вопрос: перемещение человека в задымленной зоне, если случайно, по невнимательности или вследствие интенсивной динамики пожара он попал в такую зону. Главное, перемещаться должно ниже плоскости равных давлений. Следует довести до автоматизма реакцию человека: "задымленная зона передвижение понизу". Именно в этой части тренировки полезно применять дымовую машину или дымовую шашку, позволяющие наглядно продемонстрировать преимущества такого перемещения.

Учитывая, что при задымлении и потере видимости может начаться паника, следует в рамках шестого учебного вопроса рассмотреть методы и способы прекращения паники.

Нельзя не коснуться при проведении тренировки сложных и опасных моментов, связанных с поведением толпы. Необходимо рассмотреть два случая: явление арки около эвакуационного выхода и действия в толпе. При явлении арки возникает ситуация, когда в нешироком проходе люди, скапливаясь и не имея возможности пройти дальше, образуют т.н. арку, которую невозможно продавить изнутри. Вследствие этого увеличивается время эвакуации, происходит травмирование людей, образуется давка. Тренируемых необходимо научить, как можно выйти из подобной ситуации, а также следует дать рекомендации, как избежать возникновения "арки". Выйти из "арки" можно, следуя данным ниже инструкциям. При попадании в "арку" на этапе ее образования, когда человек еще может двигаться, он должен перемещаться не прямо, а вниз. Резко опустившись вниз и продолжая движение вперед, человек не дает сформироваться "арке" и тем самым не попадает в опасную ситуацию сам и устраняет условие для увеличения времени эвакуации всей группы, двигающейся по сложному участку пути эвакуации. Второй способ выхода из "арки" аналогичен первому и связан с положением человека в арке в начале ее формирования. Человек при увеличении давления на него со стороны продолжающих идти фронтально вперед людей разворачивает корпус и проходит "арку" боком. И наконец, тот из эвакуирующихся, кто увидел образование арки перед собой, должен остановиться, схватить человека в "арке" и выдернуть его из толпы. Все эти движения должны быть отработаны каждым участником тренировки.

И последний, седьмой, наиболее сложный вопрос должен быть связан со спасением тех, кто не может эвакуироваться сам. Строго говоря, это не собственно вопрос эвакуации, т.к. эвакуация - процесс самостоятельного движения, не связанный со спасением окружающих, т.е. движением несамостоятельным. Однако если рассматривать эвакуацию не только с позиции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", но и с точки зрения нормативных документов, трактующих эвакуацию более широко, например, как "несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом", то рассмотрение вопроса о спасении окружающих возможно в рамках тренировки по эвакуации. Особенно этот учебный вопрос актуален для медицинских, детских и других учреждений, в которых могут находиться люди, требующие посторонней помощи при передвижении или целенаправленном перемещении. В четвертой главе мы подробно описали сложности при эвакуации маломобильных людей, связанные с ограниченными возможностями человека, и сложности этического характера, возникающие при составлении инструкции по эвакуации немобильных людей (речь идет о необходимости подвергать риску жизнь и здоровье персонала ради защиты других людей). Мы также ответили на часто задаваемый вопрос: где должен быть взрослый человек, когда эвакуируется группа детей - впереди или позади группы. В процессе тренировки эту информацию нужно донести до обучаемых с целью предоставить им выбор - принимать посильные меры по спасению других людей или нет. Но основная задача седьмого этапа обучения заключается не в этом. Тренирующий должен привить людям навыки спасения, рассказать о различных способах и методах перемещения людей в безопасную зону. Спасение в данном случае мы воспринимаем как синоним "эвакуации немобильных людей" и понимаем под ним не оказание какой-либо реанимационной помощи, а переноску пострадавших из зоны, где возможно проявление опасных факторов пожара, в безопасную зону.

После отработки всех вопросов полезно напомнить о действиях, предпринимаемых после того, как человек оказался в безопасной зоне. Необходимо найти группу людей, с которой человек начинал эвакуироваться, проверить, все ли из этой группы оказались в безопасности, и сообщить представителям пожарной охраны об оставшихся в здании людях.

Все перечисленные вопросы так или иначе отражены в инструкции к плану эвакуации и в текстовой части плана эвакуации, разработанного в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009. Следование всем предписаниям равносильно точному выполнению пункта 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Мы не сочли нужным приводить здесь в качестве примеров строгие формы организационных распорядительных документов, локальных нормативных правовых актов, регламентирующих тренировки по планам эвакуации. Зачем? Обязательных требований к проведению тренировок нет. Важно, чтобы эти тренировки проводились, необходимо, чтобы сохранялся какой-либо отчетный материал, подтверждающий отработку на объектах защиты действий, описанных в настоящей главе. С нашей точки зрения, важна не столько форма тренировки, сколько информация, доводимая до людей в процессе обучения действиям при эвакуации. Тем не менее, для обеспечения контроля над проведением таких тренировок разработчикам нормативного документа следует ввести обязательные и единообразные формы отчетности по проведению тренировок по планам эвакуации. Также не имеет смысла описывать организационные моменты, связанные с проведением тренировки. Она может быть любой. В школе такие тренировки полезно проводить в рамках преподавания учебной дисциплины ОБЖ, в образовательных учреждениях среднего и высшего образования - как часть учебной дисциплины БЖД. В других организациях это может быть иной тип занятия. Мы не ставили себе задачи предложить готовую форму тренировки по плану эвакуации, в рамках учебного пособия даны рекомендации, чему следует учить людей. Разработать процедуру: как, когда, где и сколько раз в год должна проводиться тренировка - дело разработчиков нормативного документа, регламентирующего разработку, изготовление, размещение и отработку плана эвакуации. Со своей стороны, мы готовы внести вклад в эту работу.

 

Извините, временно заказы не принимаются.
Сайт используется только как информационный

Лаборатория Исследования
Лаборатория исследования эвакуации людей при пожаре
Эвакуации Людей при пожаре
Яндекс.Метрика