План эвакуации

за 1900 рублей
эвакуационный знак F05 на планах эвакуации обозначает местонахождение телефона для использования при пожаре, в том числе телефон прямой связи с пожарной охраной +7(495) 00-69-112
Москва, Группа специалистов ПБ
e-mail: fire.plan101@gmail.com



       

Беляев С. В. Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.



 

Уважаемые коллеги!

 

Представляем Вашему вниманию первую часть книги "Эвакуация зданий массового назначения". — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938., написанной основоположником расчетной модели эвакуации Беляевым С.В.

Не так давно, один специалист по компьютерным программам, заявил, что план эвакуации  при пожаре, может разработать любой, если он владеет программой Визио.

Отдавая должное этой замечательной программе, не согласимся с тем, что для разработки плана эвакуации нужна только лишь компьютерная грамотность. Даже в 1938 году, чтобы заниматься теми или иными вопросами эвакуации нужно было обладать специальными, пожарными знаниями, часть из которых представлена ниже.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема массовой эвакуации строительных сооружений не может считаться разрешенной в проектировочном нормировании. Основной прием нормирования состоит в ограничении пропускной способности эвакуационных путей, что влечет за собой соответственное уширениеих в расчете на сокращение времени эвакуации. Однако указанное время зависит не только от ширины, но и от длины путей и поэтому при данной пропускной способности может быть произвольно продолжительным. Вместе с тем, безопасность эвакуации, несомненно, находится в прямой связи с ее кратковременностью.

Отсюда возникает потребность принятия за основу нормирования не пропускной способности, а времени эвакуации, зависящего от совокупности факторов эвакуационного движения. Для определения этого времени расчетным путем необходимо выявление этой зависимости, осуществимое лишь при помощи практических обследований процесса массового движения. Научно-исследовательским институтом архитектуры Всероссийской академии художеств, под руководством автора настоящей работы, было организовано свыше двухсот таких обследований. Результаты обследований дали возможность установить расчетные показатели для определения длительности процесса в неблагоприятных условиях вынужденной эвакуации. С этой целью выбирались предельные значения показателей, которые в обычных условиях не наблюдаются и приближение к кото­рым характеризует ухудшение условий протекания процесса.

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 


Расчет, произведенный на основе таких показателей, приводит к заключению, что фактическое время эвакуации будет вообще меньше расчетного, но что оно может приближаться к последнему в большей или . меньшей степени. Практическое значение такого расчета весьма велико, так как, помимо определения максимальной продолжительности эвакуации, он выявляет в процессе проектирования наименее благоприятные элементы эвакуационных путей и при помощи соответствующей переработки проекта позволяет достигнуть возможного сокращения времени эвакуации.

 

I. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРИЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ЭВАКУАЦИИ

 

Среди вопросов, связанных с охраной безопасности в местах общественного пользования, едва ли не самым острым является эвакуация мест скопления людей. В зависимости от назначения сооружений следует различать два основных вида эвакуации — постепенную и одновременную; постепенная наблюдается, например, в зданиях административного и торгового назначения, одновременная — в зданиях для массовых собраний.

Иногда постепенная эвакуация может трансформироваться в одновременную при наличии условий, распространяющих потребность в эвакуации на всех находящихся в здании. Процесс постепенной эвакуации мало зависит от численности скопления, процесс одновременной существенно обостряется с возрастанием численности, вследствие чего во всех сооружениях массового назначения должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие благоприятное протекание процесса.

Различие между указанными двумя видами эвакуации заключается в том, что первый из них может протекать индивидуально для каждого участника, тогда как второй характеризуется объединенным движением массы людей. В первом случае возможна индивидуальная скорость, во втором эта возможность исключается, так как всякая попытка уклонения от общей скорости сопровождается частичным уплотнением движущейся массы людей, что, в свою очередь, тормозит движение и удлиняет время эвакуации. Вероятность таких явлений возрастает с численностью эвакуируемой массы и с удлинением эвакуационного пути. В особенно острой форме эти явления развиваются при вынужденной эвакуации под влиянием паники. При проектировании необходимо учитывать такие мероприятия, которые препятствовали бы разрастанию явлений паники, коль скоро они зародились, и облегчали бы скорейшую ее ликвидацию.

 

 

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 


 

Общей причиной возникновения паники является ощущение страха перед некоторой опасностью, охватывающее одновременно, и иногда мгновенно, всю массу собравшихся и побуждающее ее к инстинктивному удалению от источника опасности. Источник этот может быть действительным или мнимым, а расположение его — очевидным или предполагаемым. Так, аналогичное действие на толпу могут оказывать и непосредственная опасность при возникновении огня и крик «пожар». Мало того, отсутствие данных о расположении источника опасности нередко осложняет процесс эвакуации, устраняя направленность движения и создавая возможность беспорядочных встречных течений. Поэтому незначительное случайное задымление может оказаться по своим результатам губительнее действительного пожара. Успехи строительной  техники могут в значительной мере сократить число и типы источников реальной опасности, но все же не устраняют возможности возникновения паники от причин случайных и иногда от злой воли.

Паника, как психическое явление, наиболее успешно регулируется своевременными мерами психического воздействия — распорядительностью администрации, находчивостью отдельных лиц и т. п., направляющими коллективную волю людской массы к сознательным действиям. В связи с этим получают особую практическую ценность приемы планировки, имеющие целью безопасную ликвидацию последствий паники. Общими мерами этого рода служат выявление наиболее вероятного на­правления эвакуационного пути и обеспечение возможно кратковременного и благоприятного протекания эвакуационного процесса.

Первые практические правила, регламентирующие указанные приемы, обладают давностью свыше полувека.

Основная цель всех существующих правил этого рода заключается в ограничении продолжительности эвакуации, хотя прямого указания на этот счет в них не встречается. Правила регулируют эвакуационное движение посредством распределения его на раздельные потоки, направляемые по заранее предусмотренному руслу, а также ограничивают пропускную способность потоков. Меры эти, хотя и не дающие решения кардинального вопроса, следует признать в общем правильными. Не возникает сомнения в рациональности дробления эвакуируемой массы на потоки ограниченной ширины. Нельзя возражать и против ограничения общей пропускной способности эвакуационных путей для устранения их чрезмерной перегрузки, неизбежно вызывающей замедление эвакуации. Такое ограничение связано с увеличением ширины или числа путей, что вообще сокращает время эвакуации, хотя и не предопределяет ее продолжительности.

 

В последнем состоит основной недостаток этого приема нормирования эвакуации.

Формулировки нормы пропускной способности отличаются значительным разнообразием. По расчету на один метр ширины пути эта норма колеблется в широких пределах и составляет от 66 человек по американским правилам (20 человек на 1 фуг) и до 340 человек по лондонским правилам 1892 г. (4,5 футов на 400 человек). В большей части правил фиксируется минимальная ширина пути, в пределах от 0,90 до 1,40 м, с увеличением ее по мере надобности пропорционально возрастанию численности или посредством некоторого уширения на каждую дополнительную группу в установленное число людей; наконец, иногда указывается предел уширения пути.

Выбор минимальной ширины практически обосновывается не только возможностью свободного движения людей одного за другим, в одном элементарном потоке, но и опасностью приостановки движения при случайных задержках, например при падении кого-либо, а также при случайном встречном движении. Вместе с тем, трудно согласиться с пропорциональным увеличением ширины пути, так как возрастание пропускной способности связано с увеличением числа элементарных люд­ских потоков, и в этих случаях целесообразно принимать ширину кратной числу потоков. Так как практическая ширина потока составляет не менее полуметра, то с этой точки зрения нельзя согласиться с нормой вышеупомянутых лондонских правил, требующих уширения пути на 0,15 м (полфута) на каждые дополнительные 100 человек. Аналогично разрешен этот вопрос едиными нормами строительного проектирования, в которых. по ОСТу 4488 предлагается уширять путь на 0,1 м на каждые дополнительные 10 человек. Что касается предельного уширения пути, то эту меру следует признать вполне рациональной, как вытекающую из принципа дифференциации массового движения в целях его урегулирования. Особенно целесообразно это для пути по лестнице, однако не в форме, предложенной ОСT'ом 4488, состоящей в оговорке, что уширение лестниц свыше 3 м в расчет пропускной способности не принимается. Эта оговорка является принципиально неправильной, так как не исключаемая ОСТ'ом избыточная ширина лестницы несовместима с организованностью движения.

Правильно разрешает этот вопрос строительный кодекс Нью- Йорка 1931 г., устанавливающий предельную ширину лестницы в 2,4 м.

 

 

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 


 

Некоторые правила дают различные нормы пропускной способности как для разных этапов эвакуации, так и для зданий различного назначения. Детально разработаны в этом отношении берлинские правила 1909 г. Эти правила допускают последовательное возрастание пропускной способности по мере удаления от источника опасности, устанавливая в пределах теа­трального зала норму в 70 человек на метр ширины пути, в коридорах вне зала — в 80 человек и для лестниц и выходов наружу — в 90 человек. Для зданий с залами общественных собраний те же правила дают общую норму в 125 человек на метр, а при вместимости зала свыше 600 человек допускают на каждый дополнительный метр ширины путей по 165 человек. Не предрешая вопроса о правильности этих нормативных величин и их соотношений, можно считать такой прием нормирования принципиально и экономически обоснованным. Петербургские правила 1886 г. содержали аналогичное разрешение вопроса, давая две нормы пропускной способности — в 105 и 175 человек на метр (соответственно 150 и 250 человек на проход нормальной величины в 2 аршина), причем первая норма от носилась к театрам, а вторая к остальным зданиям для собраний. Ленинградские правила 1928 г. сохранили тот же принцип, но с некоторым сокращением пропускной способности, а именно: для театров — 100 человек и в других случаях 150 человек на метр ширины. Выделение театральных зданий в целях создания здесь лучших условий эвакуации обосновывается тем, что пожарная опасность в этих зданиях получает более острый характер из-за возможности быстрого распространения огня на сцене. Эта рациональная мера не включена в ОСТ 4488, дающий общую норму пропускной способности в 100 человек независимо от назначения здания

Другим важным фактором, ограничивающим время эвакуции, является длина эвакуационного пути. Продолжительность эвакуации, независимо от пропускной способности пути, определяется также длиной его. Таким образом, сокращение времени эвакуации посредством уширения пути имеет свой практический предел, зависящий от длины пути. Кроме того, нельзя не учитывать, что при вынужденной эвакуации увеличение длины пути вообще является неблагоприятным психическим фактором. Поэтому ограничение длины пути находит разнообразное выражение в существующем нормировании.

Длина пути может быть практически ограничиваема на различных этапах эвакуации — в пределах помещения одного этажа, группы нескольких этажей или в пределах всего здания.

Ограничение длины пути в пределах помещения, целесообразное в отношении помещений крупных размеров, характеризуется расстоянием от наиболее удаленной точки до выхода из помещения. Нормы этого рода имеют широкое применение в промышленном строительстве (ОСТ 4511) и формулируются предельными удалениями по кратчайшему прямолинейному направлению и по сети проходов между предметами оборудования. Принцип предельного удаления в помещениях массового назначения впервые принят в ленинградских правилах 1928 г.. для зрелищных зданий. Правила эти устанавливают предельные величины удалений для типовых случаев и при расположении помещений в нижнем этаже здания, с сокращением удалений, при повышениях уровня для того, чтобы выровнять время эвакуации здания. ОСТ 4488 разрешил позднее тот же вопрос в значительно упрощенной жесткой форме, установив для всех случаев предельное удаление в 25 м.

 

 

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 


 

Иной прием разрешения той же задачи был предложен ле­нинградским филиалом Института норм и стандартов в- 1932 г.. При изучении различных видов группировок мест для публики в залах собраний было обращено внимание на то, что уплотнение эвакуационных путей возрастает с увеличением числа мест, равно удаленных от выхода из зала. Для приближен­ного учета неблагоприятного влияния перегрузки путей предложено сокращать величину предельного удаления по мере возрастания отношения числа равно удаленных мест к числу элементарных потоков при выходе. Этим достигалось некоторое выравнивание времени эвакуации при более или менее благо­приятных группировках.

Регулирование длины пути в пределах одного этажа применяется в современном нормировании в форме удаления от выхода на лестницу или наружу, а также в форме предельных расстояний между лестницами или выходами. Тот же вопрос по отношению к группам этажей, т. е. нормирование длины пути в пределах здания, разрешается лишь косвенно, путем ограничения высоты зданий или числа этажей. В связи с постепенным внедрением зданий типа небоскребов вопрос этот нуждается в доработке соответственно новым потребностям.

Настоящий краткий обзор дает общее понятие о разнообразии приемов ограничения времени эвакуации обходным путем. Наименее удачным из этих приемов следует считать установление жесткой нормы общей пропускной способности пути, тогда как последняя в действительности является результатом взаимодействия многих местных факторов и поэтому должна допускать значительные колебания для обеспечения безопасной эвакуации в тех или иных конкретных условиях. Только те нормы можно считать практически обоснованными, которые- непосредственно учитывают время эвакуации; разработка же таких норм возможна лишь на основе изучения эвакуационного движения. Создание проекта схемы таких норм составляет за­дачу настоящей работы.

 

 

 

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 

 


 

II. ПРОЦЕСС ЭВАКУАЦИИ

 

Время массовой эвакуации зависит от длины и ширины эвакуационного пути. Оно возрастает с увеличением длины пути и сокращается с его уширением. Предельно допустимая длина зависит от вероятной скоростидвижения, ширина предопределяет пропускную способностьлюдского потока в единицу времени. Скорость и пропускная способность служат основными факторами, характеризующими процесс массовой эвакуации. Скорость определяется произведением длины шага на число шагов в минуту. Пропускная способность при данной скорости может колебаться в широких пределах, так как представляет собою частное от деления скорости на длину участка, приходящегося на человека по длине потока.

При свободной ходьбе обычная длина шага, по наблюдениям, зависит от длины ног и быстроты шага, определяющей число шагов в минуту. Первая зависимость имеет на практике ограниченное значение, так как люди с короткими ногами обычно увеличивают угол шага и делают относительно более крупные шаги, вследствие чего разница в длине шага у людей раз­личного роста вообще незначительна. Существенно важнее второе условие, выражающееся в возрастании длины шага с увеличением быстроты его, причем то и другое способствует повышению скорости движения. По германским данным наблюдается следующая зависимость

 

:

Длина шага вы

Число шагов в1 мин.

Скорость в м в 1 мин.

0,5*

70

38

0,60

84

50

0,69

100

69

0,76

118

90

0,80

144

115

0,85

180

153

 

 

Средняя длина шага взрослого человека составляет около 0,75 м. Она может изменяться в зависимости от наклона пути, несколько возрастая при подъеме и сокращаясь при спуске. Кроме того, обувь с низкими каблуками более способствует укрупнению шага, чем обувь с высокими каблуками. В нормальных условиях массового движения указанная длина может быть принята в качестве предельной.

 

Для суждения о быстроте шага можно исходить из практической нормы передвижения войск обыкновенным маршем, ко­гда число шагов в минуту редко превосходит 120. В связис этим при неорганизованном движении можно принять в качестве практического предела быстроты около 100 шагов в минуту. По этим данным нормальная скорость маршировки определяется в 0,75 X 120 = 90 м в минуту, а предельная скорость неорганизованного движения в 0,75 X 100 = 75 м.

Однако достижение указанных скоростей требует наличия благоприятных условий. При маршировке таким условием является строгая организованность движения, нога В ногу, с соблюдением постоянного ритма и длины шага, причем передвижение сомкнутым строем сохраняет скорость свободного движе­ния. При неорганизованном движении массы людей приближение к предельной скорости обусловлено малым уплотнением потока, при котором наименьшая длина участка на человека вполне достаточна для развития и сохранения полной длимы и быстроты шага. Принимая же во внимание практическую вероятность неравномерного уплотнения, с наличием участков ограниченной длины, можно сделать вывод, что указанная предель­ная скорость при массовом движений почти неосуществима.

 

 

 

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 


 

Местное или общее уплотнение людских потоков влечет неизбежное сокращение средней длины шага, что, в свою очередь, сопровождается уменьшением числа шагов в минуту. Поэтому скорость неорганизованного массового движения вообще весьма невелика. Действительно, при индивидуальном дви­жении длина участка, приходящегося на человека по длине потока, должна превышать длину шага по крайней мере на величину стопы, т. е. на 0,25—0,30 м. Отсюда следует, что при уплотнении потока индивидуальное движение становится затруднительным и прекращается в том случае, когда длина участка становится равной длине стопы. Однако наблюдения показывают, что поступательное движение, не индивидуальное, а согласованное, осуществимо и при большем уплотнении, когда длина участка приближается к физическому пределу, составляющему около 0,20 м на человека. В этих условиях для движения служат промежутки между стопами ног движущихся впереди, и такое движение происходит с малой неравномерной скоростью и даже с остановками.

В нормальных условиях эвакуации случаи подобного уплотне­ния наблюдаются не так часто, но они представляют повседнев­ное явление при выходе из трамваев в периоды их наибольшей загрузки.

Таким образом, скорость массового движения зависит от его организованности. При движении нога в ногу может быть достигнута значительная и постоянная скорость, близкая к скорости свободного движения. Наоборот, неорганизованное движение толпы, являющееся обычным при эвакуации, характеризуется ограниченной и переменной скоростью.

Переходя к вопросу о пропускной способности, следует иметь в виду, что последняя представляет собой частное от деления скорости движения на среднюю длину участка, приходящегося на одного человека, и поэтому величина ее зависит в каждом конкретном случае от двух указанных величин. Нетрудно убедиться, что при организованном движении нога в ногу скорость почти не зависит от плотности потока и может быть одинаковой при различных плотностях. Отсюда следует, что при Уплотнении людского потока его пропускная способность в минуту увеличивается пропорционально плотности. Так, например скорость в 90 м в минуту при плотности потока в 1,2 м на человека дает пропускную способность в 90 : 1,2 = 75 человек; при уплотнении потока вдвое,т. е. до 0,6 м на человека, пропускная способность возрастает до 150 человек в минуту.

При неорганизованном движении, . имеющем место при эвакуации, картина существенно меняется, так как уплотнение потоков сопровождается уменьшением длины шага и числа ша­гов в минуту. То и другое способствует снижению скорости. Однако при этом скорость становится неопределенной, что за­трудняет не только установление связи между плотностью и пропускной способностью, но и разрешение вопроса о том, увеличивает или уменьшает пропускную способность уплотнение потоков. Между тем, выявление этой связи необходимо для разрешения основных задач эвакуации. Только на основе этой связи возможно по уплотнению определить пропускную способ­ность эвакуационных, путей в минуту и необходимую ширину их для осуществления эвакуации в заданный срок.

Указанные затруднения требуют иного подхода к изучению процесса массовой эвакуации и направляют на путь практических обследований. Основным неудобством этого пути служит то, что производить наблюдения можно лишьв нормальных условиях, а не при экстренной, вынужденной эвакуации, когда налицо опасность или паника. Однако вынужденная эвакуация отличается от нормальной не существом, а лишь остротой про­цесса. Поэтому, чем менее благоприятны условия нормальной эвакуации, тем более она приближается по характеру к вынужденной, сопряженной с повышенным уплотнением эвакуационных потоков. Экстраполяция результатов подобных наблюдений Может представить в приближенной форме картину процесса вынужденной эвакуации.

Среди подлежащих разрешению отдельных вопросов одним из наиболее важных является вопрос о пропускной способности элементарного потока в состоянии наибольшего уплотнения.

Подход к разрешению этого вопроса может быть основан на наблюдениях над процессом выхода из переполненных вагонов трамвая. Наблюдения эти доступны для каждого пользующегося трамваем и наиболее легко осуществимы в тех типах вагонов, где эвакуация происходит в одном элементарном потоке. Чтобы результаты были более показательны, наблюдения сле­дует производить на крупных узловых остановках, где число выходящих пассажиров достигает 20—30 и более, т. е. эвакуация носит более или менее массовый характер. Такими наблюдениями нетрудно установить, что пропускная способность выхода колеблется от 50 до 25 человек в минуту, приближаясь к последней цифре в случаях особого уплотнения, но никогда не достигая ее. Плотность при этом составляет 4 — 5 человек на погонный метр длины потока. Так какь указанное уплотнение является физически предельным, то эти результаты показывают, что в критических условиях вынужденной эвакуации про­пускная способность элементарного потока составляет в минуту не менее 25 человек.

Выявление иных характерных моментов процесса массовой эвакуации требует производства соответствующих практических обследований. Такие обследования были' организованы в нескольких сериях.

Первая серия имела целью выявление условий массового неорганизованного движения при постоянной ширине пути. Основную задачу составляло выявление влияния уплотнения потока на скорость движения и на пропускную способность в минуту. Обследования дополнялись также изучением влияния уплотнения потока на среднюю длину шага и на число шагов в минуту. Наконец, попутно определялась ширина элементарного людского потока. Объектами обследований служили: тротуары магистральных улиц в периоды их наибольшего заполнения, садово-парковые дороги, пассажирские платформы желез­нодорожных вокзалов, торговые галлереи и пр.

Обследования состояли в определении времени, нужного для прохождения толпой некоторого участка пути заранее измеренной длины и в подсчете числа шагов. Отсюда непосредственно вычислялись скорость движения и число шагов в минуту, а также средняя длина шага. Отдельно подсчитывалось число людей, проходящих в потоке за минуту, т. е. пропускная способность потока, и определялось среднее уплотнение потока путем деления скорости на пропускную способность.

Результаты обследований в части основных показателей представлены на графике (рис. 1), где по оси абсцисс нанесены величины уплотнения потока в пределах от 0,20 до 1,20 м, а ординаты указывают соответствующие этим величинам значе­ния скорости и пропускной способности.

 

 

Для ясности масштаб пропускных способностей принят на графике вдвое крупнее мас­штаба скоростей.

Из рассмотрения графика можно убедиться, что результаты многочисленных обследований образуют компактные группы, выявляющие значительную закономерность процесса. Построение обертывающих пунктирных кривых по наименьшим из полученных значений позволяет дать общую формулировку этой закономерности. Скорость движения вообще невелика, но не падает ниже некоторого предела, составляющего для наибольших плотностей около 17 м в минуту, и постепенно возрастает по мере снижения плотности. Наоборот, пропускная .способность потока достигает максимальных значений при наибольших плотностях, доходя до 50 человек в минуту, и снижается постепенно с уменьшением плотности. Полученные результаты дают возможность приближенного суждения о наименьшей скорости' и пропускной способности при различной плотности потоков.

 

 

 


Группа специалистов по пожарной безопасности представляет Вам в рубрике "теория плана эвакуации при пожаре" книгу С.В. Беляева Эвакуация зданий массового назначения. — М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1938.

 


 

Та же группа обследований дает следующую характеристику поступательного движения. Длина шага отмечена в пределах от 0,43 до 0,62 м. При этом колебания длины не только менее ко­лебаний скорости движения, но вообще почти не зависят от скорости, так как в отдельных обследованиях при наибольших скоростях наблюдаются наименьшие амплитуды шага. Это явление можно объяснить ограниченными скоростями движения, при которых как длина шага, так и число шагов далеко не достигают предельных значений. Вместе с тем, наибольшие ам­плитуды относятся к наибольшим скоростям. Следует также отметить, что при наибольших уплотнениях, до 0,40 м на человека, длина шага обычно превышает среднюю длину участка, приходящегося на человека по длине потока, что подтверждает высказанное нами предположение о согласованности уплотненного движения.

Число шагов зафиксировано теми же обследованиями от 33 до 87 в минуту, причем возрастание этого числа находится в близком соответствии со снижением плотности потоков и увели­чением скорости движения.

Что касается ширины элементарного потока, то она определялась делением ширины пути на число потоков. Во многих случаях отмечено переменное число потоков по длине пути, причем в расчет принималось среднее их число. Отмечены колебания ширимы потока в пределах от 0,54 до 1,09 м при средней шири­не 0,66 м. Эта последняя величина, несколько превышающая практическую норму, объясняется тем, что были обследованы по преимуществу широкие пути, где движение организуется по ши­рине менее компактно, чем на узких путях.

Вторая серия обследований, организованных аналогично первой, касалась движения по лестницам с целью сопоставления показателей по двум основным видам массового движения. Объ­ектами обследований служили: лестницы зрелищных зданий при одновременной эвакуации публики, лестницы универмагов и иных торговых, административных и т. п. сооружениях. Путь по лестницам рассматривался в целом, — учитывались не только марши, но и площадки, поскольку последние оказывают неболь­шое влияние на общий характер движения. Благодаря большому количеству и разнообразию обследованных объектов, удалось охватить случаи, относящиеся как к безусловно массовому, так и к свободному движению. На графике, составленном аналогично графику первой серии (рис. 2), даны показатели скорости и пропускной способности лишь при значительных уплотнениях до 1,20 м на человека, т. е. относящиеся к массовому движе­нию при эвакуации.

 

 

В отношении скорости типовую особенность движения по лестнице, как при спуске, так и при подъеме, составляет зависимость длины шага от поперечного профиля ступеней. При нормальном движении длина шага равняется ширине проступи, т. е. составляет в горизонтальном направлении около 0,30 м, а уплотнение должно составлять при этом не менее двух проступей, или около 0,60 м. Скорость движения зависит, таким образом, от числа шагов в минуту. Так как для увеличения быстроты шага необходима уверенность в отсутствии препятствий к свободному движению, то возрастание скорости связано с дальнейшим уменьшением плотности потока. Вместе с тем, при массовом движении не исключено и обратное явление, т. е. возрастание плотности против указанной выше нормы. При этом длина некоторых или всех участков, приходящихся, на человека по длине потока, становится менее ширины двух смежных проступей. В связи с этим, когда движущийся по лестнице находится на одной из ступеней, передняя ступень может оказаться временно занятой другим лицом, что вызовет постановку на ступень сперва одной и затем второй стопы. Скорость движения падает, так как для преодоления данного участка пути число шагов может возрастать до удвоенного, но вместе с тем и уплотнение в новых условиях может достигать удвоения, с сокращением длины участка на человека до ширины одной проступи, или около 0,30 м.

Такова практическая предельная плотность массового движения по лестнице.

Все эти соображения полностью подтверждаются результатами обследований. Скорость при спуске по лестнице определилась от 11 до 44 м в минуту, причем колебания ее при уплотненном движении весьма незначительны и при уплотнении от 0,30 до 1.20 м выражаются в пределах от 11 до 16 м в минуту. Пропускная способность, аналогично движению на горизонтальной плоскости, возрастает с повышением плотности, достигая при наибольшем уплотнении 30 человек в минуту и более и снижаясь в значительной мере при сокращении плотности, допускающем свободное движение. Так, при скорости в 44 м пропускная способность отмечена в 4 человека в минуту.

Длина шага во всех случаях сохраняет постоянную величину, с малыми колебаниями в пределах изменений ширины проступи. Число шагов отмечено от 34 до 136 в минуту, причем возрастание этого числа нельзя считать пропорциональным скорости, так как при значительных плотностях шаги сдваиваются на некоторых или на всех ступенях. В условиях свободного движения следует отметить значительное возрастание числа ша­гов, редко наблюдаемое при движении на горизонтальном пути.

 

 

 

Ширина элементарного потока отмечена не менее 0,60 м, с уширением до удвоенной величины, а в отдельных случаях даже более. Таким образом, ширина 0,60 м является как бы практи­ческим миниму

Администратор
08.08.2014
Как к Вам обращаться:
Укажите Ваш email-адрес (не публикуется):
 @
Ваше сообщение:
Введите указанный cправа код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "комментарий к статье про ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 

       

Индекс цитирования
Яндекс.Метрика


© Дизайн, верстка, программирование: web-студия «ГСПБ», 2016


это не эвакуационный знак, а эвакуационный выход из формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ" ФОРМА ЗАКАЗА
Как к Вам обращаться:
Обязательно укажите хотя бы один из контактов:
  • email-адрес  @
  • номер телефона +7 ( )
Требуются планы эвакуации:
формат А2 (600×400 мм), в рамке, несветящиeся;
формат А2 (600×400 мм), в рамке, фотолюминесцентные;
в другом исполнении.
Введите указанный код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 × 

это не эвакуационный знак, а эвакуационный выход из формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ" ФОРМА ЗАКАЗА
Как к Вам обращаться:
Обязательно укажите хотя бы один из контактов:
  • email-адрес
     @
  • номер телефона
    +7 (
    )
Требуются планы эвакуации:
формат А2 (600×400 мм), в рамке, несветящиeся;
формат А2 (600×400 мм), в рамке, фотолюминесцентные;
в другом исполнении.
Введите указанный код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 × 

З
А
К
А
З
А
Т
Ь
З А К А З А Т Ь