План эвакуации

за 1900 рублей
эвакуационный знак F05 на планах эвакуации обозначает местонахождение телефона для использования при пожаре, в том числе телефон прямой связи с пожарной охраной +7(495) 00-69-112
Москва, Группа специалистов ПБ
e-mail: fire.plan101@gmail.com



       

Методология разработки плана эвакуации. Учет эмоционального состояния людей и противодействие панике

Статья о применении результатов научных исследований при проектировании плана эвакуации
Ключевые слова: План эвакуации, при пожаре, разработка, заказать план эвакуации, как разработать, как заказать


Мы довольно часто обращаемся к результатам научных исследований и утверждаем, что их необходимо учитывать в нашей работе. Многим пожарным специалистам это покажется странным. «Какие научные исследование? Какой план эвакуации?! И так надзор в МЧС ослаблен, лишен прав, кому нужны ваши наукообразные планы?» Так думают и так скажут нам многие. И, откровенно говоря, иногда, наблюдая систему пожарной безопасности под руководством МЧС, мы допускаем такого рода мысли и до себя. Но ненадолго. Всё проходит. И за спадом всегда следует подъем, и именно на этот подъем мы и работаем. Мы уверены, что эти знания не пропадут и когда пожарному надзору вернут (и добавят) те права, которые необходимы ему для защиты людей, все, о чем мы пишем, будет востребовано. И это, к слову, может начаться уже сейчас, если те инспекторы, которые прочитают эту статья, дадут себе труд подумать над пожарным значением плана эвакуации и использовать некоторые выводы в надзорной деятельности. Не стоит ждать, условий для эффективной работы, эти условия следует создавать самостоятельно.

 

Известно, что паника в наибольшей степени отрицательно влияет на успех эвакуации. Наиболее глубокое описание этого процесса в начале эвакуации описано в диссертационном исследовании профессора Холщевникова, отрывок из которого мы предлагаем вниманию коллег. Речь в ней идет о взаимозависимости движения людей (основного процесса при эвакуации) от эмоционального состояния человека.

 

«Выражения функций, непосредственно связывающих объем психофизиологической энергии, затрачиваемой на выполнение поведенческого акта, с удовлетворенностью его выполнением и затратами на ее выполнение, в приемлемом для решения рассматриваемых задач виде [на момент написания работы] неизвестны. Вполне возможно, что установление некоторых зависимостей расхода определенных компонентов "физиологического субстрата" от уровня психологической напряженности будет являться одним из первых шагов на пути познания этих зависимостей. Производимые эксперименты дают в руки исследователя величины, которые определенным образом отображают эти функциональные связи и являются в этом смысле аналогами исходных параметров функциональной системы. Если зависимость наблюдаемых величин от исходных линейна, то их взаимосвязь с точностью до линейных преобразований воспроизводит связь между исходными параметрами функциональных систем. Но поскольку практический интерес представляет описание зависимостей между наблюдаемыми величинами, то, по-видимому, требование к линейности их связи может быть ослаблено в ряде случаев до установления соответствия изменения (больше-больше, больше-меньше). Однако сам выбор наблюдаемых величин-аналогов представляет немалую трудность. Хотя он определяется, прежде всего, требованиями конкретной задачи, но неизбежно также является и результатом субъективных представлений ее исследователя. Применительно к описанию формирования скорости движения человека в потоке [при эвакуации] вопросом становится не только что принять в качестве аналога, эквивалента или показателя объема психофизиологической энергии, но и что считать показателем удовлетворения потребностей этого поведенческого акта.

 

Поскольку уровень энергетической мобилизации организма, необходимой для совершения того или иного действия, прямо зависит от эмоционального состояния, то вполне обоснованно сопоставить объем (х) используемой для движения энергии с показателями эмоционального состояния. В исследованиях эмоциональных состояний  условно выделяют этапы развития отрицательного эмоционального состояния - беспокойство, активный страх и оцепенение, связанные с появлением, а также динамикой опасности в среде деятельности человека. Эмоциональное состояние шкалируется в относительных единицах, максимальная из которых (I) соответствует максимальному уровню эмоциональной напряженности ( Эi).

 

Первая стадия. Это тот этап прогресса отрицательного эмоционального состояния, который определяется как  (0 < Эi < 0,3) Он связан с возникновением в среде первых сигналов о возможности появления опасности. В этой стадии "процесс подготовки человека к появлению "важных" событий в среде по слабым сигналам заключается в том, что весь механизм восприятия настраивается на сигналы, которые указывают на возможность появления "важных" событий. Это обеспечивается уменьшением порогов чувствительности тех рецепторов, для которых упреждающие сигналы являются, во-первых, достаточно сильными, для их различия на фоне "шума", и, во-вторых, адекватными данному раздражителю. Подготовка моторики организма обеспечивается не только выделением ведущих групп движения, но и повышением общего мышечного тонуса. В первую очередь особенно сильно увеличивается тонус той группы эффекторов, которая облегчает подвижность и настройку внимания. ...В этом состоянии происходит своеобразная "настройка организма, подготовка его к встрече с ожидаемой опасностью".

 

Вторая стадия динамики эмоций (0,3 < Эi < 0,7). Её следовало бы характеризовать "активные действия", а не активный страх, поскольку именно этому этапу характерно "состояние повышенной активности организма, сопровождающее целесообразное поведение, направленное на устранение опасности...". В этой стадии развивается более высокая активность "двигательной сферы организма, так как к данному моменту угроза становится очевидной и человек начинает активно вмешиваться в среду, чтобы устранить отрицательные раздражители". Такое определение поведения фактически содержит формулировки его цели - Устранить отрицательные раздражители и показателя удовлетворения возможности этой потребности – стремление как можно быстрее покинуть опасную зону, и как следствие, повышение активности двигательной сферы организма. В случае пожара это стремление характеризуется именно движением к выходу.

 

При возникновении опасения, что двигательная активность недостаточна, чтобы избежать опасности, эмоциональное возбуждение усиливается, вызывая перераспределение энергии, вырабатываемой организмом, в пользу "двигательной сферы"; "движения становятся чрезмерными по всем динамическим признакам (скорость, ускорение, усилия)...". Поиск выхода из создавшегося положения, естественно, приводит к тому, что "частично (по сравнению с первой зоной) в стадии активного страха происходит некоторое повышение продуктивности мышления - увеличивается глубина просмотра планов управления и эвристик выхода".

 

Однако, когда выход не найден, все надежды связываются с увеличением двигательной активности, поэтому происходит дальнейшее ее увеличение до тех пор, пока не возникнет чувство бессилия. Эвакуирующийся полагает, что не может справиться с угрожающей опасностью или избежать ее. Тогда наступает третья стадия развития эмоций (0,7 < Эi < 1)  оцепенение (ужас), которая характеризуется резким спадом эмоциональной активности и переходом в зону запредельного торможения". "В этот период в первую очередь перестают действовать механизмы высшей нервной деятельности".

 

На рисунке приведены графики, иллюстрирующие описанные изменения активности отделов центральной нервной системы под влиянием эмоционального состояния.

 

 

1 - ВНИМАНИЕ

2. УПРАВЛЕНИЕ

3. ДВИЖЕНИЕ

 

Очень интересный и важный фрагмент. Что может взять из этого разработчик плана эвакуации? Приемы для борьбы с паникой для плана эвакуации. И прежде чем их сформулировать, давайте посмотрим, как традиционно борются с паникой наши коллеги:

 

 

 

 

 

«Великолепные» советы. Чтобы не было паники нужно сохранять спокойствие и не создавать эту самую панику. Но это самый бесполезный на свете совет!

 

Из текста выше следует, что от совета «сохранять спокойствие» ничего не поменяется, так как если человек не видит выхода и начинает думать о том, что пожар может его уничтожить, то он не сможет управлять такого рода эмоциями, сколько бы советов «не паниковать при пожаре» он не получил. И в данном случае следует не взывать к спокойствию, а обеспечивать его.

 

Что мешает не писать чушь в виде рекомендации «не паниковать» или «не создавать паники», а успокоить человека фразой о том, почему ему следует быть спокойным, например, написать: «ВЫХОД ЕСТЬ!» или «ВЫ НАЙДЕТЕ ВЫХОД!»? Ничего.

 

Нам представляется, что это будет значительно лучше, чем бесполезные призывы и лозунги.

Администратор
25.03.2017
  • 29.03.2017Павел Юрьевич

    Коллега, указания бессмысленны в тот момент, когда наступает паника. А до этого момента призывы сохранять спокойствие в тех условиях, когда человек не видит выхода из опасной ситуации также не помогут ему этот вывод увидеть.

     

    Таким образом эти "лозунги" не несут смысловой нагрузки. Это как лечить боль - заговором. Нужно воздействовать на причины паники, а не убеждать людей (и на профилактическом и на тактическом уровне) что не нужно паниковать

  • 25.03.2017Степан Луговой

    Еще раз про план эвакуации. Планы эвакуации ипользуются не только при ЧС, но и как учебное пособие для противопожарного инструктажа на рабочем месте и проведения противопожарных тренировок. В моей практике при проведении противопожарных тренировок для отработки практических действий при эвакуации в случае ЧС при разных вариантах планы эвакуации и прилогаемые краткие инструкции служат основным учебным материалом. Краткие инструкции намного проще и быстрее усвоить. Также и при инструктаже. Другой вопрос, что в большинстве не на всех объектах правильно разработаны учебные практические мероприятия, а где-то только на бумаге или вообще отсутствуют. Все зависит от руководителя объекта и его понимания "ответственность руководителя организации за пожарную безопасность объекта" (ФЗ № 69). Также зависит от руководителя занятий и преподавателя. В "Методических рекомендациях о проведении противопожарных тренировок" план эвакуации является одним из основных документом. Поэтому, я считаю, что понятия "сохранять спокойствие" или "не поддаваться панике", "не пользоваться лифтом при пожаре" необходимы.


       

Индекс цитирования
Яндекс.Метрика


© Дизайн, верстка, программирование: web-студия «ГСПБ», 2016


это не эвакуационный знак, а эвакуационный выход из формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ" ФОРМА ЗАКАЗА
Как к Вам обращаться:
Обязательно укажите хотя бы один из контактов:
  • email-адрес  @
  • номер телефона +7 ( )
Требуются планы эвакуации:
формат А2 (600×400 мм), в рамке, несветящиeся;
формат А2 (600×400 мм), в рамке, фотолюминесцентные;
в другом исполнении.
Введите указанный код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 × 

это не эвакуационный знак, а эвакуационный выход из формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ" ФОРМА ЗАКАЗА
Как к Вам обращаться:
Обязательно укажите хотя бы один из контактов:
  • email-адрес
     @
  • номер телефона
    +7 (
    )
Требуются планы эвакуации:
формат А2 (600×400 мм), в рамке, несветящиeся;
формат А2 (600×400 мм), в рамке, фотолюминесцентные;
в другом исполнении.
Введите указанный код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 × 

З
А
К
А
З
А
Т
Ь
З А К А З А Т Ь