План эвакуации

за 1900 рублей
эвакуационный знак F05 на планах эвакуации обозначает местонахождение телефона для использования при пожаре, в том числе телефон прямой связи с пожарной охраной +7(495) 00-69-112
Москва, Группа специалистов ПБ
e-mail: fire.plan101@gmail.com



       

План эвакуации и эвакуация при пожаре (1913 год)

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из учебника Н.П. Требезова «Пожарная тактика», 1913 г., в котором автор детально описывает процесс подготовки эвакуации при пожаре в школах.
Ключевые слова: план эвакуации, эвакуация при пожаре, актуальность, Николай Павлович Требезов


Уважаемые коллеги!

Ранее мы писали о наиболее раннем из известных нам упоминаний термина план эвакуации в отечественной литературе.

Мы не зря сделали такую оговорку "из известных", потому что изучая пожарно-техническую литературу прошлого нашли еще более раннее описание терминов: план эвакуации, эвакуация при пожаре и, более того, детальное описание того, как готовиться к эвакуации при пожаре в школе и объяснение: где должен находиться учитель при эвакуации учеников.

Это все детально описано в совершенно не утратившем актуальность учебнике Пожарная тактика 1913 года, авторства одного из самых выдающихся пожарных – Николая Павловича Требезова.

 

Предлагаем коллегам прочитать этот отрывок книги и напоминаем, что ее полный вариант можно скачать или прочитать в пожарной библиотеке.

 

"Во многих заграничных школах деятельность пожарных команд облегчается в значительной степени периодическим ознакомлением детей со способами быстрого, но в полном порядке, оставления (эвакуация) школьных зданий при пожарной тревоге.

Требезов Н.П. Пожарная тактика

Рис. 1. Первое, из известных нам, упоминание термина «эвакуация» - в учебнике «Пожарная тактика» (страница 252)

 

Такое ознакомление можно было бы вводить постепенно и в наших школах, возложив это на обязанность учителей, от которых в этих случаях требуется полное присутствие духа, хладнокровие, обдуманность, планомерность распоряжений и внушительный авторитет, основанные на уверенности в строгом исполнена учениками дисциплины. В чем же заключается дисциплина? Пожарная спасательная дисциплина заключается в строгом, вошедшем в привычку, механическом исполнения установленных порядков и подчинения распоряжениям учителя. Такая дисциплина достигается целым рядом систематических упражнений. В деле спасания, во время возникновения пожара в школьных помещениях, главная задача состоит в быстрой, без нарушения порядка, эвакуации комнат, в которых находятся ученики, и в быстром, без замешательства, достижения безопасного от дыма и огня места.

 

Для эвакуации комнат следует соблюдать следующее:

1)     Классные скамьи должны иметь не более 4 мест. Проход между скамьями должен быть свободен для двоих, а в средине комнаты для 4 учеников.

2)     Учитель, сообразуясь с расстановкой скамей, свободными проходами, расположением дверей и числом учеников, составляет план направления каждого ученика к выходным дверям.

3)     Указав каждому ученику то направление, по которому он должен следовать, учитель производит практические упражнения сперва  частные, а затем общие по всему классу одновременно. Установленный порядок эвакуации соблюдается постоянно по окончания классных занятий.

4)     Эвакуация комнат производится по установленному сигналу обыкновенными или беглым шагом в определенном такте с захватыванием учебных пособий, или без них, при беглом же шаге, который употребляется в случае крайней опасности, — всегда без них.

5)     Обучение производится учителем гимнастики, где таковой имеется. В течение учебного сезона необходимо несколько раз производить проверку, подавая сигнал неожиданно для учеников во время урока. Для этого полезно пользоваться моментом, когда учитель замечает вялость, невнимание, или переутомление учеников. Такие краткие перерывы занятий освежают физические силы и придают бодрость духу.

6)     Если выход через коридорные двери отрезан, необходимо искать спасения через окно. Предварительно открытия окон или разбития стекол следует закрыть все двери для предотвращения тяги воздуха, усиливающей огонь и направляющей дым в комнату. Если класс помещается в нижнем этаже, то выход через окно не сопряжен с особенной опасностью, но, тем не менее, требует известного знания, порядка и навыка. /считаю необходимым напомнить, что план эвакуации через окно описываемый здесь был составлен в 1913 году, и тогда был вполне актуален П.Ю. Князев/

7)     В случае действительного пожара учитель дает сигнал к эвакуации указанным путем только тогда, когда он осведомился, что проход через коридоры свободен.

8)     При эвакуации через двери учитель становится у одной из них, водворяет могущее произойти нарушение порядка и оставляет комнату последним.

При распределении классных помещений младшему классу следует отвести нижний этаж, а другим, по порядку возраста, верхние этажи, причем верхние этажи должны быть снабжены балконами. В комнатах перед балконными дверьми, а по возможности и перед окнами, должны быть повешены свернутые канаты с крючками на одном конце для прикрепления к балконным перилам, или подоконникам. Так как даже для взрослых учеников, проделывающих на гимнастике все упражнения с канатами, спускание на канатах со значительной высоты, в особенности во время пожара, сопряжено с опасностью, то лучше всего рекомендовать устройство приставных лестниц к балконам, или окнам, или же выждать прибытия пожарной команды.

Выработав план эвакуации классных помещений, учителя должны несколько раз в году производить с учениками маневры, причем ни один из намеченных маршрутов не должен остаться не пройденным.

Требезов Н.П. Пожарная тактика

Рис. 2. Первое, из известных, упоминание термина «план эвакуации» в учебнике «Пожарная тактика». Страница 254.

 

Полезно хотя бы один раз в год производить такие же маневры одновременно с учениками всех классов и в присутствии представителя местной пожарной команды. Такие маневры производились в С. Петербурге, как в женской, так и в мужской половинах приюта Его Высочества Принца Ольденбургского (в д. № 36 по 12 роте Измайловского полка).

 

Доказательством важности производства в школах пожарных тревог для обучения детей неторопливому и правильно организованному выходу из школьных помещений при первом сигнале, или крике о помощи, с целью устранения обыкновенно возникающей при таких известиях паники, служит случай, который произошел однажды в г. Монреале в Северной Америке, в Канаде.

Дело было так: В Монреале несколько сот детей обоего пола школьного возраста находились вместе со своими надзирателями и воспитательницами в одной из городских церквей, как вдруг, во время самой службы, показался огонь в церковном подвале, где помещались все приборы и приспособления для отопления церкви. В виду переполнения церкви массою детей обстоятельство это могло иметь страшные последствия. Но вот среди церкви раздался резкий крик об опасности, крик, который они привыкли понимать, как предупреждение о том, что огонь угрожает им и избежать опасности от него можно лишь быстрым выходом из помещения, но в полном порядке, и нисколько не суетясь, иначе многим не миновать смерти. К этому крику о пожаре дети уже привыкли, так как много раз он уже раздавался в школе и они уже знали, как надо поступать в подобных случаях: учитель и надзиратели неоднократно давали им соответственные указания, исполнения которых строго требовали. И в настоящее время дети исполнили в точности все эти указания, сразу поняв к тому же, что теперь это уже не тревога, а действительный пожар. Таким образом сотни мальчиков и девочек, без суеты и в полном порядке, немедленно стали в ряды и направились к выходу из церкви, которую и оставили, не испытав ни малейшего для себя вреда от огня благодаря существовавшей среди них дисциплины и усвоенной привычке действовать в подобных случаях. Правда, немногие между ними более нервные и впечатлительные вздумали, было, обратиться в бегство, но суровый оклик воспитателей тотчас же остановил это намерение детей, привыкших к исполнению приказаний и указаний их непосредственных руководителей и они, оставшись в рядах, вышли вместе с другими.

Князев П.Ю.
03.12.2015
Как к Вам обращаться:
Укажите Ваш email-адрес (не публикуется):
 @
Ваше сообщение:
Введите указанный cправа код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "комментарий к статье про ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 

       

Индекс цитирования
Яндекс.Метрика


© Дизайн, верстка, программирование: web-студия «ГСПБ», 2016


это не эвакуационный знак, а эвакуационный выход из формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ" ФОРМА ЗАКАЗА
Как к Вам обращаться:
Обязательно укажите хотя бы один из контактов:
  • email-адрес  @
  • номер телефона +7 ( )
Требуются планы эвакуации:
формат А2 (600×400 мм), в рамке, несветящиeся;
формат А2 (600×400 мм), в рамке, фотолюминесцентные;
в другом исполнении.
Введите указанный код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 × 

это не эвакуационный знак, а эвакуационный выход из формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ" ФОРМА ЗАКАЗА
Как к Вам обращаться:
Обязательно укажите хотя бы один из контактов:
  • email-адрес
     @
  • номер телефона
    +7 (
    )
Требуются планы эвакуации:
формат А2 (600×400 мм), в рамке, несветящиeся;
формат А2 (600×400 мм), в рамке, фотолюминесцентные;
в другом исполнении.
Введите указанный код:
эвакуационный знак? -нет; противопожарная защита формы "ЗАКАЗАТЬ ПЛАН ЭВАКУАЦИИ"? - да
 × 

З
А
К
А
З
А
Т
Ь
З А К А З А Т Ь